Добрый день, дорогие читатели.
Недавно я посмотрел два фильма, один за другим "Монолог" и "Когда наступает сентябрь...". У меня не было какой-то системы, просто совпало, но при этом каким-то удивительным образом эти две кинокартины говорят практически об одном и том же.
Два отца выстраивают отношения со своими детьми и внуками. Причем, делают это настолько тонко, без тени эгоизма, что все, что остается - это восхищаться их мудростью и стараться брать с них пример по отношению к собственным детям.
"Когда наступает сентябрь..." (1975)
После того, как я посмотрел этот фильм, я был в таком восторге, что ничего не мог с собой поделать и в течении недели подражал персонажу Армена Джигарханяна, вставляя в свою речь армянские восклицания.
Как же меня восхитил простой армянский дедушка Левон Погосян (Армен Джигарханян), который приезжает в Москву из Армении, чтобы отвести своего внука в школу на "1 сентября". Он настолько простодушный и добрый, что любой человек, который хоть мгновение пообщается с ним сразу же становится его другом и желанным гостем.
Пока Левон Погосян находится в Москве с ним происходит множество забавных случаев. Он с нежностью учит мудрости гор своего внука Левоника, помогает разобраться в семейных отношениях своей дочери и ее мужу. Чего только стоит совет, который он дает своему зятю: "Побей ее. Не сильно, немножко, для ее же пользы".
Кстати, Армену Джигарханяну на момент съемки этого фильм всего лишь 40 лет! Никогда бы не подумал, что в этом возрасте можно настолько хорошо сыграть пожилого мужчину... Талант, что тут еще скажешь. Добрый, открытый и забавный фильм, который обязательно должен посмотреть любой человек, кто любит и чтит советский кинематограф. Лично я обязательно покажу кинокартину "Когда наступает сентябрь..." своей дочери. Да, многие детали советской жизни показанные в фильме ей будут непонятны, но я уверен, что она обязательно "ухватит" то настроение, что хотели передать создатели этой киноленты!
"Монолог" (1972)
Кинокартину "Монолог" нужно пересматривать, как минимум дважды, в ней столько деталей, тонких намеков и эмоций, которые передают герои фильма, что за один раз все это просто невозможно воспринять!
Это фильм о человеке с большой буквы - академике Сретенском (Михаил Глузский), в размеренную жизнь которого сначала врывается взбалмошная дочь (Маргарита Терехова), которая появляется и пропадает, а чуть позже, его любимица - внучка (Марина Неёлова).
Больше всего меня поразил внутренний стержень Сретенского. В его жизни происходят события, которые словно тайфун, разрушают установленные порядки, но академик спокойно принимает все, чтобы не происходило.
Дочь, появляется с внучкой и отдает ее на воспитание деду, но тот спокоен, он понимает, что если не он, то больше некому. Он, по-сути, становится отцом для своей внучки.
Появляется ученый Котиков (Станислав Любшин) и предлагает бросить должность директора института, чтобы заняться наукой. Сретенский - спокойно увольняется и "двигает" науку...
Наконец-то я увидел Михаила Глузского в главной роли! Конечно же, этот артист попадался мне и раньше, но все больше в эпизодических ролях, а тут, можно сказать, бенефис.
Маргарита Терехова и Марина Неёлова отлично справились с ролями матери и дочери, хотя разница в возрасте у них была всего пять лет. Не могу не вспомнить и забавную домработницу Евгению Ханаеву с ее милым немецким акцентом. Ну и конечно же горящий наукой Станислав Любшин.
Фильм "Монолог" не зря так называется, ведь все персонажи этой кинокартины (за исключением академика Сретенского) не слышат никого вокруг, лишь только себя. Отличный фильм, посмотрев который хочется о многом задуматься. Чрезвычайно рекомендую к просмотру.
С вами был Павел, журнал "Советское кино".