Найти в Дзене
Raut Route

Boys like toys: что такое лодка премиум-класса по-европейски

О том, что Bella, Flipper и, в особенности, Aquador являются катерами премиум-класса, известно всем. Но в России это понятие извращено и обесценено. Обесценено потому, что его слишком часто добавляют к заурядному, а то и низкосортному товару в расчёте на плохо образованного и малообеспеченного, но массового и падкого на иностранные слова покупателя. А извращено представителями другого сегмента рынка — тоже довольно многочисленными и не слишком интеллектуальными, но неким странным образом быстро разбогатевшими и теперь считающими: всё, что «дорого-богато», и есть «премиум». В Европе категория «премиум» переживает в последние годы удивительную эволюцию. А самым наглядным примером этой эволюции является трансформация, произошедшая с судами Bella, Flipper и Aquador. Мне довелось увидеть её собственными глазами — во время поездки, состоявшейся в 2013 году в составе группы дилеров и журналистов, в финский город Куопио, на верфь, где собирают эти знаменитые катера. — Boys like toys, — человек

О том, что Bella, Flipper и, в особенности, Aquador являются катерами премиум-класса, известно всем. Но в России это понятие извращено и обесценено.

Обесценено потому, что его слишком часто добавляют к заурядному, а то и низкосортному товару в расчёте на плохо образованного и малообеспеченного, но массового и падкого на иностранные слова покупателя. А извращено представителями другого сегмента рынка — тоже довольно многочисленными и не слишком интеллектуальными, но неким странным образом быстро разбогатевшими и теперь считающими: всё, что «дорого-богато», и есть «премиум».

-2

В Европе категория «премиум» переживает в последние годы удивительную эволюцию. А самым наглядным примером этой эволюции является трансформация, произошедшая с судами Bella, Flipper и Aquador.

Мне довелось увидеть её собственными глазами — во время поездки, состоявшейся в 2013 году в составе группы дилеров и журналистов, в финский город Куопио, на верфь, где собирают эти знаменитые катера.

-3

Boys like toys, — человек, перефразировавший название модной поп-панк группы, хитро улыбнулся. Он был в простой красно-синей клетчатой рубашке, широких парусиновых штанах и… домашних шлёпанцах — и не скажешь, что владелец самого известного и успешного в Скандинавии судостроительного завода. — Мальчишки любят игрушки. Зная это, мы приготовили для них сюрприз, от которого, я уверен, — и Раймо Соннинен, а это был именно он, победно, как Наполеон под Аустерлицем, окинул аудиторию взглядом, — они буду просто в восторге!

Раймо Соннинен (на фото выше) — один из известнейших людей в Финляндии. Он входит в список 90 самых выдающихся деятелей страны послевоенного времени. В 2006-м стал «Предпринимателем года». А уж в Куопио его знает практически каждый. Всем известна его страсть к скорости, причём не только в специально отведённых местах (например, снегоходных трассах), но и на городских улицах. Я сама стала свидетелем того, как его автомобиль, припаркованный возле ресторана, сорвался с места и исчез из поля видимости буквально за пару секунд.

Многие помнят Раймо ещё 15-летним мальчишкой, когда на собственные карманные деньги он собрал свою первую фанерную лодку. В юности Соннинен делал успехи в водно-моторном спорте, затем стал известен и как конструктор гоночных скутеров.

Первую стеклопластиковую лодку Bella Раймо построил тоже сам, ещё в 1970 году. С тех пор его предприятие Bella-Veneet Oy развивалось только по нарастающей и только на его собственные средства — Раймо очень гордится тем, что никогда за всё время своей предпринимательской деятельности не брал кредитов в банке. В 1992-м он приобрёл марку Flipper, в 2000-м — Aquador, а в 2003-м продал 36 процентов акций американскому концерну Brunswick (Mercury Marine), что позволило вывести предприятие на ещё более высокий качественный уровень.

-4

Холдинг Bella-Veneet Oy стал крупнейшим в Скандинавии. Свыше 300 сотрудников. Несколько заводов в разных городах Финляндии (в Куопио стали производить только Bella и Flipper). Годовой оборот — около 80 миллионов евро. 70 процентов продукции отправляется на экспорт — в Швецию (33 процента), Норвегию (20 процента), Россию (6 процентов) и ещё в 30 стран мира. Но тут грянул кризис.

2008 год… Это был провал, — вспоминает Раймо. — 2009 тоже пережили с большим трудом. В 2010 удалось немного подняться вверх. Однако в 2011-м снова снижение. Думали, что уж в следующем-то выкарабкаемся. Но наступил 2012, а мы всё опускались и опускались…

-5

В первом производственном цеху стоял резкий запах химических растворителей. Через пять минут у меня уже слегка кружилась голова, а ещё через пять всё вокруг стало вдруг ужасно смешным.

-6

Сначала меня сильно развеселили стоявшие на полке сапоги и кроссовки, покрытые, как снегом, толстым слоем какого-то пластикового кружева, состоявшего из множества мелких полупрозрачных иголочек.

-7

Очень скоро такое же кружево налипло и на мои подошвы, и я всё пыталась запечатлеть его на фото, но устоять на одной ноге стало почему-то очень сложно.

-8

А когда передо мной возникли люди в белых скафандрах, с трубками, тянущимися от лиц к перекрытиям на потолке, я радостно воскликнула: «О, космонавты!»

-9

На заводе Bella-Veneet Oy для производства лодок используется метод напыления рубленого стекловолокна. Застывший, полузастывший и ещё совсем свежий пластик здесь повсюду: на полу, предметах и в воздухе. Производство это крайне вредное. Дышать невозможно. Поэтому рабочие находятся в специальных масках, под которые через трубки подаётся кислород.

-10

В следующем цеху, отделённом от первого герметичной дверью, дышалось уже легче (хотя едкий вкус оставался в лёгких, кажется, до самого вечера). Здесь начиналось собственно производство — практически конвейерное, потому что на каждом этапе с заготовкой работают определённые узкие специалисты, и после каждой операции лодки поступают в следующий цех.

-11

Самая затратная часть производства — отливка матриц на трёхмерном координатном станке. Фотографировать в этом цеху нам запретили, разрешив снять только готовую болванку корпуса (на фото выше). Катер, для которого была вылеплена эта заготовка, тогда являлся новейшей секретной разработкой, его представили публике только через полгода, в феврале 2014-го.

-12

Ну, а дальше всё как на других верфях: сборка и комплектация. Палубное покрытие и рейлинги, леерное ограждение и приборы, мебель и оснащение — в общем, все необходимые узлы и детали поступают от разных субподрядчиков. Но здесь, соединённые в одно целое в прочном корпусе из фибергласса, оформленные в соответствии с новейшими дизайнерскими разработками, они превращаются в лодки, от которых невозможно оторвать глаз — настолько они живописны, пропорциональны, гармоничны.

-13

Ещё в 2009 году я почувствовал, надо что-то кардинально менять, — продолжал свой рассказ Раймо Соннинен. — Побывав в США, понял: раньше для успеха хватало того, чтобы лодки были практичными. Теперь этого недостаточно. Они должны быть не только качественными и надёжными, но также удобными и красивыми. И я решил: чтобы быть успешным, я должен перейти со среднего уровня на высший, должен начать делать самые лучшие лодки. Лодки премиум-класса.

-14

Но выводить в топ все три бренда одновременно — задача невыполнимая и ошибочная. Во-первых, не хватит сил. А во-вторых, это будет неверно с точки зрения маркетинга: внимание потребителя не следует распылять, пусть оно будет сосредоточено на чём-то одном. И этим одним стал Flipper.

Прежде всего, нужно было найти особенного дизайнера. Провели серьёзный конкурс, отсмотрели пятерых художников из Финляндии, трёх — из Швеции. Но выбрали представителя Норвегии. Эспен Торуп — человек с богатым и разнообразным опытом, по его эскизам строились автомобили и поезда, самолёты и катера. Придя на работу на завод Bella-Veneet Oy, он за три года создал шесть новых моделей Flipper (в 2014-м свет увидели ещё четыре).

-15

И восемь месяцев 2013-го дали предприятию, — Раймо сделал эффектную паузу. — 300-процентное (!) увеличение продаж лодок и катеров Flipper. Остальные так и продолжают сдавать позиции. Но в итоге, благодаря модификации только одной марки, рост дохода в целом по предприятию составил 20 процентов.

-16

Маркетинговая стратегия была признана успешной. Следующей в очереди на модификацию стояла Bella, модельный ряд которой уже начал обновляться (нам, к примеру, показали два прототипа Bella 630 RC и Bella 640 SC — лодки, которых не видел ещё ни один представитель СМИ даже в Финляндии), но не настолько резко — чтобы не оттягивать на неё поклонников Flipper. А уж затем настало время Aquador — тяжеловеса в мире катеров (на фото выше).

-17

После оценки производственного процесса и внешних качеств лодок нам предстояло испытать их в деле. Тест-драйвом руководил директор по экспорту завода Bella-Veneet Oy Пертти Тикканен (на фото сверху — крайний справа).

-18

В тестовой гавани он приготовил для нас 10 разных моделей: от компактных Bella 535 excel и Flipper 640 DC до комфортабельных Bella 9000 и Flipper 880. Каждая была испытана досконально и всесторонне, у каждой нашлись свои достоинства и свои поклонники.

-19

Не могу не отметить, как горели глаза у представителей мужской половины нашей группы на испытаниях 880-го Flipper`a. Как восхищались они звуком двигателя, похожим на мурлыканье; плавным ходом, позволяющим двигаться без усилий и скачков; инновационным остроскулым дизайном корпуса, благодаря которому катер легко выходит на режим глиссирования; креслом шкипера, снабжённым кучей амортизаторов; пультом управления с кнопками именно там, где ты их ожидаешь увидеть.

-20

Но лично мне больше понравилось ходить на девятитысячной Bell`е. Я сознательно использовала глагол «ходить», потому что назвать этот корабль катером язык не поворачивается. Скорее уж яхта. А на яхтах и кораблях, как известно, не «плавают».

Здесь всё не просто высшего качества. Здесь всё ещё и продумано до мелочей — удобно, просторно, элегантно и со вкусом. Не слишком дорого — без непомерной роскоши и ненужного шика. Но зато изысканно и аристократично. Сдержанно, но благородно. На мой взгляд, это и есть признаки самого настоящего представителя премиум-класса.

-21

Крытая верхняя палуба с большим люком на крыше, которая позволяет видоизменять судно в зависимости от погоды или настроения владельца. Дождь? Закрылись в кокпите и включили обогреватель. Солнце? Одно нажатие кнопки, и вы на крейсерском лайнере с огромной террасой.

-22

Современная, хорошо оборудованная кухня. Три отдельные, просторные и уютные каюты. Большой туалет и удобная душевая… На таком катере можно и в кругосветное.

-23

Но главное — это мотор, точнее моторы. Раньше данная модель выпускалась со стационарным двигателем. Теперь — с двумя подвесными. Преимущества очевидны. За счёт освободившегося места удалось расширить кабину и каюту. Сократился расход топлива. К тому же подвесные моторы при необходимости легче ремонтировать. Не говоря уже о том, что разница в цене составила 35 тысяч евро. В сторону… уменьшения.

-24

Вы спросите, зачем моторов два? Ну, во-первых, так значительно безопаснее. Во-вторых, один двигатель — это только одна игрушка. Два двигателя — удовольствия в два раза больше. Разница, как выразились коллеги, и по ощущениям, и по настроению — как в самолёте с одним или с двумя двигателями. Да и выглядят два мотора (посмотрите на фото, ничего не напоминает?) гораздо… Как бы это сформулировать… Антропоморфнее.

Вот уж, действительно, прав был Раймо: boys like toys. И very much.

Вероника Маанди

Фото автора

P. S. А ещё в Финляндии делают лодки Buster. Их, кстати, считают созданными «как будто для наших людей». Почему? И возможно ли применить финский опыт на отечественной почве? Читайте об этом в статье «Buster: слагаемые успеха».