Сегодня эта тема на пике популярности. Политики, эксперты и даже домохозяйки, которые ведут Инстаграм, думают, как создать личный бренд. В журнале «Forbes» есть перечень самых богатых блогеров. А предприниматели завоевывают репутацию за счет экспертного мнения среди аудиторий, на которые хотят работать.
Почему так происходит?
Личный бренд (personal branding) — образ, который складывается в профессиональном сообществе. Для многих эта тема слишком абстрактна. Лишь у некоторых предпринимателей есть четкое бренд-видение. Именно они завоевывают внимание аудитории и, соответственно, продают больше.
Собственник может глобально дополнять компанию, а может позиционироваться как отдельное лицо. Важно понять, кому выгодно быть “паровозиком”: руководителю или компании. Необходимо определить приоритеты. Выигрышной считается ситуация, когда топ-менеджер — сам по себе бренд. Есть он и компания, которая идет за ним. Как воплотить эту концепцию в жизнь, вы узнаете совсем скоро.
Зачем нужен брендинг?
Есть 5 постулатов:
- Для повышения узнаваемости и широты охвата.
- Для «отстройки» от конкурентов с похожими товарами и услугами.
- Для повышения лояльности и расширения базы постоянных клиентов.
- Для формирования института амбассадоров бренда.
- Для «логичного» с точки зрения покупателей повышения цен на товары и услуги. Например, за счет дополнительной ценности: положительных ассоциаций, эмоций, уверенности в особом качестве товара, его статусности.
Как создать личный бренд: практические советы
Брендинг — это комплекс последовательных мероприятий, направленных на создание целостного и востребованного потребителем имиджа продукта или услуги. Прежде чем сформировать видение личного бренда, важно обозначить ответы на следующие вопросы:
- Принадлежность к компании. Если вы эксперт и представляете компанию, в восприятии аудитории должна быть четкая привязка к ней. Если вы работаете на себя, вы должны выглядеть как собственник бизнеса или независимый эксперт.
- Экспертиза, навыки, умения, таланты, сильные личные качества. Никто не догадается, что вы добрый и хороший. Вы должны постоянно рассказывать, напоминать аудитории, какая у вас экспертиза и в каких областях. Нельзя быть экспертом во всех вопросах. Определите для себя те, которые в вашей компетенции.
- Политическая, религиозная, гражданская позиция, точка зрения по вопросам экологии. Вопрос опциональный. Хотя тема экологии вплетается практически во все отрасли. Вы не можете быть крупным игроком рынка, если у вас нет позиции по экологической повестке. Вы «за мех» или «против меха», если продвигаетесь в fashion-индустрии. Даже если вы занимаетесь музыкой, можете выступать против натурального меха и демонстративно отказаться от его ношения. Это также будет частью вашего бренда. Или можете быть как Леди Гага и прийти в платье из мяса на вручение музыкальной премии.
Репутация — не есть бренд
Репутация — это основа личного или корпоративного бренда, но не сам бренд (не забываем визуальную и другие составляющие). Как в случае с товарным брендом, важен охват. Необходимо, чтобы о вас говорили хорошо, часто и на разных площадках.
Если бренд неправильно себя повел, то репутация испорчена. Даже сотрудники могут негативно повлиять на репутацию бренда. Например, крупная компания наняла топ-менеджера, человека, который ранее был судим за взятки, причем с доказательствами. Конечно, у общественности появятся вопросы: с какой целью этот товарищ трудоустроен, неужели нельзя найти компетентного специалиста без такой истории в бэкграунде и нет ли здесь намека на то, что он повторит свои подвиги на новом месте работы?
Продвижение компании через личный бренд руководителя или личные бренды сотрудников, знакомство с командой, проектами, истории успеха — это PR. Если ваш руководитель открытый человек и заинтересован в личном PR, его экспертизу как пользовательский контент можно продвигать в соцмедиа и на других площадках. Персонального брендинга не должно быть много. Но если человек делится полезным контентом, это может быть интересно для аудитории и увеличивать количество подписчиков.