Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Белый Бим – Черное ухо" (СССР, 1977): мнения кинокритиков

Белый Бим – Черное ухо. СССР, 1977. Режиссер и сценарист Станислав Ростоцкий (по одноименной повести Г.Н. Троепольского). Актеры: Вячеслав Тихонов, Валентина Владимирова, Михаил Дадыко, Иван Рыжов, Ирина Шевчук и др. 23,1 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Драма «Белый Бим – Черное ухо» - яркий пример одинаково теплого приема фильма – как кинопрессой, так и массовой аудиторией.

-3

Кинокритик Наталья Зеленко писала в «Спутнике кинозрителя», что «наверное, фильм так трогает нас еще и потому, что каждом человеке живет глубоко спрятанная тоска по такой вот верности, по преданности и привязанности именно такой силы, когда ни пить, ни есть, а только любить, ждать и надеяться... Главную роль в фильме исполняет один из самых популярных актеров советского кино Вячеслав Тихонов. В своем герое он подчеркивает прежде всего интеллигентность и душевную тонкость. Вячеслав Тихонов работает здесь так, как может работать только очень большой мастер — сдержанно и умно, тактично и самоотверженно, и его мастерство окрашивает фильм добрым, всепонимающим и горестным светом» (Зеленко, 1977). Зеленко Н. «Белый Бим – Черное ухо» // Спутник кинозрителя. 1977. № 9.

-4

Кинокритик Армен Медведев писал в журнале «Искусство кино», что «фильм «Белый Бим - Черное ухо» покоряет тoй полнотой и свободой творческого дыхания, которое появляется у художника лишь при встрече с материалом жизни, кровно близким ему по сути и духу. В этом фильме, кажется мне, пересеклись и сомкнулись многие линии, обозначавшие на протяжении всех двадцати лет творческой жизни искания, стремления и помыслы Станислава Ростоцкогo. … Проблематика повествования о Белом Биме выходит далеко за пределы забот об экологическом запасе прочности нашего мира. Она связана впрямую с беспокойством художников о духовном здоровье, о нравственном «запасе прочности» современного человека. И беспокойство это я бы определил как лейтмотив творчества С. Ростоцкого, объясняющий внутреннюю закономерность его обращения к повести Г. Троепольского» (Медведев, 1978: 23, 30).

-5

Размышляя далее о причинах зрительского успеха «Белого Бима…», Армен Медвевев приходил к выводу, что «в определенности и … элементарности нравственного посыла фильма выражен, в конечном итоге, его общественный, социальный пафос, благодаря которому история Бима задела, разворошила душевный покой миллионов читателей и зрителей. По-видимому, нам в нашей повседневности необходимы такие вот инъекции доброты и сердечности, необходима встряска созерцанием чужой беды и боли в самых очевидных и обыденных их проявлениях» (Медведев, 1978: 34). Медведев А. Что человек должен... // Искусство кино. 1978. № 2. С. 23-37.

-6

Удивительно, что на этом фоне положительных рецензий «Экран 1977-1978» осмелился покритиковать вошедшего к тому времени в когорту «неприкасаемых» С. Ростоцкого. О картине «Белый Бим - Черное ухо» а ежегоднике написано буквально следующее: «В своем желании показать, к чему приводит небрежение и неприятие человеком тайных и явных законов живой природы, создатели фильма, что называется, пережали, убрав тот воздух, которым дышала прозы Гавриила Троепольского. Жесткий фильм в некоторых своих частях стал жестоким, почти истязающим нервы зрителя» (Марченко, 1979: 101). Марченко В. О меньшем брате и верности («Белый Бим - Черное ухо») // Экран 1977-1978. М.: Искусство, 1979. С.98-101.

А что думаете Вы, уважаемые читатели, о фильме «Белый Бим -Черное ухо»?

Александр Федоров, 2020

P.S. Мою заметку о фильме «Белый Бим -Черное ухо» можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/belyi-bim-chernoe-uho-5cfbb9ed5e041200afdacfcf