Огромный Советский Союз. Мощная армия, могучие ракеты. Космос, спутники, луноходы. Заводы, комбинаты и фабрики. Великие стройки народного хозяйства. Необъятные просторы. Талантливый, добрый и рукастый многонациональный народ. У нас все было
Но постоянно чего-то не хватало. Страна неслась во времени, кого-то догоняя и перегоняя. Все её средства уходили на великие проекты. Она летела вперед, как поезд «Стрела», иногда забывая о своих пассажирах. Об их жизни, радостях и веселье. Как и сейчас, начальники были сами по себе, а мы сами по себе.
И вот в то время, в конце семидесятых, к нам, в нашу культурную жизнь, пришли дискотеки.
Они родились вопреки воле «верхов». Силами энтузиастов, они стали популярны среди молодежи. Они полезли, как грибы, после теплого дождя.
В начале их пути, «можно» было мало. И много было «нельзя». Нельзя, просто так открыть дискотеку. Саму по себе. Нельзя, просто так проводить танцульки, без идеологической программы. Нельзя, купить звуковой и световой комплект, так как их нет в свободной продаже. Нельзя, открыть кассу, продавать билеты, нельзя зарабатывать деньги. Нельзя, крутить западную, «разлагающую» музыку. Нельзя, чтобы все это было стихийным, не под присмотром. Нельзя. И еще сотни, сотни, нельзя!
Первые дискотеки открывались только под внимательным взором партии и комсомола.
Сначала их организовали во дворцах культуры больших городов. И назывались они, молодежными, самодеятельными объединениями любителей музыки. Дискотеки должны были нести в массы доброе и светлое. В клубах официально числился руководитель, который получал небольшой оклад. Он нес ответственность, подбирал людей, музыку и организовывал деятельность. Он отвечал за все. В том числе и за идеологию. Но в списке участников диско клубов, всегда было людей. Там вы могли увидеть инженеров, музыкантов, журналистов, рабочих, студентов, учащихся ПТУ и даже нас, в то время школьников. Там всем было интересно, и всё было по-доброму. Дела делались в удовольствие, от души, с «огоньком» и с фантазией. И главное – все было безкорыстно!
В будни, после работы, по вечерам, или в выходные дни, люди собирались в этих диско клубах. Обменивались музыкой, готовили программы, писали сценарии. Юность советских дискотек, была необыкновенно интересна, насыщенна, и несла в себе позитивную энергетику.
Специального оборудования для дискотек, на первых порах их существования, в нашей стране никто не производил. Это уж позже, раскачалась радиоэлектронная промышленность. Позже, подключился «соцлагерь» - поляки, венгры, восточные немцы и чехи. В этих странах стали выпускать звук и свет для танцев. Как все мы мечтали, о ди- джейском комплекте польской "Unitra"!
Но и Советский Союз не подкачал. Наши заводы выпустили, правда небольшой партией, очень достойные ди джейские комплекты. которые Правда, добыть их для своей дискотеки было так же немыслимо, как и заграничные, социалистические. И стоили они заоблачных денег. О покупке продукции капиталистических стран, могли мечтать лишь немногие , и то, только в столицах, или во дворцах культуры предприятий, торговавших своей продукцией за валюту.
«Unitra», «Beag», «Vermona» и «Tesla». Об этих аппаратах мечтали, ими грезила. Их не просто покупали, а их «доставали», по специальной разнарядке, или же через знакомых на базах и спец складах. Эти названия рвали душу всех, кто не имел их, но имел отношение к дискотекам.
Но наш энтузиазм был велик. Первопроходцы вечеринок семидесятых, все делали сами. Аппаратуру, акустические системы, свет, пульты, эффекты. Соединяя жабу и трепетную лань. Из любых подручных средств и деталей, ранее для этого абсолютно не применявшихся. Но после фантазий и трудов наших, они превращались в настоящие дискотечные приборы, удивлявшие людей, пришедших к нам на вечеринку. И в этом был особый кайф!
Вот в этот мир попал и я. Со школьных лет. На всю свою жизнь. Закрутился, завертелся зеркальный шар моих вечеринок. Музыка, пошла со мной по жизни рядом. И я уже не имел свободного времени. Школа, спортзал, а по выходным – диско клуб.
Диско-клуб «Граммофон», во Дворце культуры нефтяников. Это эпоха в истории дискотек в СССР. Он начал свою работу в 1978 году, и был одним из первых в городе Рязань.
Сдвинув плотину официальных препон и преград, при помощи своих друзей и знакомых, моя мама Галина Николаевна Черникова, и мой дядя Петр Николаевич Черников, запустили танцевальную машину под названием ДИСКОТЕКА!
И это были не просто танцы. Это был клуб единомышленников, «помешанных» на современной музыке. Все вместе, они зажгли по новому, музыкальную и танцевальную жизнь нашего города. Благодаря их идеям и их энергии, субботние и воскресные вечера наполнились оригинальными сценариями, яркими цветами прожекторов, модными ритмами новых хитов, радостью и улыбками гостей.
Бывший Дворец культуры нефтяников (ныне переименованный во Дворец Молодежи) стоял на самом высоком месте нашего города.
С его крыши видно всю панораму Рязани. У подножия дворца, раскинулись частные дома хулиганского района Ленпоселок, за границами которого начинались пятиэтажки «бандитской» Горрощи. Рядом с «Полетаевским» рынком был огромный круг из рельсов. Это конечная остановка трамвая.
Его вагоны, гремели по железным путям, туда и обратно, до самой поздней ночи. Толпы людей, набившись, как селедки в бочке, возвращались с заводских смен. Рабочие нефтезавода, комбината Химволокно, завода «Центролит» и катализаторной фабрики. Другие же пассажиры, ехали сюда, в город, из дальнего района новостроек, про который шутили - «наш поселок "Южный", никому не нужный».
По пути от ДК, к трамвайному кольцу и к рынку, возвышался пригорок и раскинулся большой пустырь. Это была наша дорога домой. Дорога, наполненная безконечными спорами. Генерация новых идей, решений и дел, происходила под шум этих диско дебатов. А спорили мы, как люди творческие, яростно и до хрипоты. В любую погоду, во все времена года, по пыли и грязи, в жару и в холод, в дождь и зной, мы возвращались по этой тропинке домой. После «заседаний» клуба, и по окончанию дискотек, шли мы в нашу коммуналку, наполненные энергией и позитивом, не прекращая думать и жить этим проектом.
Длинные, гулкие коридоры Дворца культуры нефтяников. Я помню их с детства. Паркетный пол, в нашем танцевальном зале. Стильная мягкая мебель в его фойе. Ленинская, агитационная комната, через которую постоянно приходилось проходить, по пути в нужные нам кабинеты.
Небольшая комнатка, где размещался сам диско-клуб, была постоянным эпицентром новых событий. Тут били гейзеры идей, и кипели вулканы творческих страстей!
В нашей студии, где хранилась аппаратура и находилась фонотека, стояли в стеллажах, стройные ряды виниловых пластинок и катушек с магнитной лентой. Незабываемый запах новых катушек с магнитной лентой. Здесь происходило священнодействие. Тут готовились диско вечера. Тут мы писали тексты и сценарии, записывали музыку. Сюда приносили новые пластинки и пленки, обмениваясь самыми свежими хитами!
Внутри блистали и царствовали, космические, по тем временам, катушечные магнитофоны «Илеть 101».
Эти аппараты, помогла достать бывшая теща, одного из наших дискотетчиков. По великому «блату», по безналичному расчету, выписали нам их, через магазин военторга, который располагался на территории рязанского автомобильного военного училища.
Серебристые корпуса придавали им инопланетный вид. Пульсация их огромных, стрелочных индикаторов просто завораживала. Когда бобина с пленкой начинала вращаться, то создавалось впечатление, что сейчас мы улетим в космос! А в принципе, так оно и было. Как только начиналось прослушивание или запись, то музыка в наушниках, уносила нас куда-то вдаль.
На стенах студии висели красивые и яркие обложки альбомов, постеры с фотографиями звезд. С появление новинок, в студии звучали имена, пока еще неизвестных нам тогда певцов, исполнителей и групп, теперь уже ставших классикой современной музыки.
О них мы рассказывали разные байки и небылицы. Настоящую, правдивую информацию, добывали, переводя тексты из аннотации на пластинках и в зарубежных журналах, рассказывавших о дискотеках и эстраде. Кое о чем тогда писала и советская пресса.
Но самое главное, здесь постоянно звучала новая музыка. Звуки музыки, полумрак и разговоры. Разговоры, разговоры, разговоры. О том, что мы слушаем. О том, что мы придумали. О том, что сделали, и о том, что предстоит сделать. Эта душевная атмосфера в моей памяти навсегда, это было незабываемо!
Рядом со студией располагалась фотолаборатория, перестроенная из туалета. Специальная темная комната, для проявки фотопленок и слайдов. Там, на полках, стояли проявители и закрепители, лежала фотобумага.
Петр Николаевич сконструировал стойку, под фотоаппарат «Зенит», для пересъемки картинок и фотографий. Когда нам приносили западные музыкальные журналы, обложки альбомов, постеры из пластинок, абстрактные картинки, мы фотографировали их на цветную фотопленку, и потом делали слайды, которые показывали на экранах нашей дискотеки.
Над сценой висели два прозрачных матовых полотна, на просвет которых, во время вечеринок проецировали слайды. На эти экраны, в перерывах между отделениями дискотек, для позитива, мы показывали людям смешные карикатуры из юмористических журналов.
А проецировали мы их, при помощи проекторов «Свитязь», которые жили своей, только им понятной жизнью. Они регулярно заклинивали, удерживая у себя внутри слайды. Там они плавились, превращаясь в мягкие, гнутые квадратики.
Лампы приборов регулярно перегорали, что было для нас постоянной головной болью, так как достать запчасти, во время всеобщего дефицита было проблематично! Но дело своё проекторы делали. В пространстве и в темноте, всегда был яркий, интересный визуальный ряд.
Во время перерыва, наши гости могли зайти в малый зал дворца культуры, и посмотреть там веселые мультфильмы. Серии о приключениях казаков запорожцев, «Пес Барбос и необыкновенный кросс», «Самогонщики», киножурналы «Ералаш» и «Фитиль». Эти и другие добрые короткометражки и мультики мы показывали молодежи, пришедшей к нам на дискотеку.
Рабочими лошадками на самих вечеринках были простые и надежные "Маяк -203"
Звукоусиление собирали с миру по нитке. Тут были и усилители "Электроника Б1-01", был и "Электрон -104".
Акустические системы, в начале долгого пути диско-клуба составляли сборную солянку. Были AC-35 S90 и колонки от Электрона , были даже колонки "Кинап"из кинозала дворца.
Но качества звука и его мощность, были вполне достаточны, для нашего небольшого танцевального зала. Вместимость его была 150-200 человек, хотя как правило, на выходных забивалось и все 300.
Атмосфера тогда была иной, чем сейчас. Наши программы были оригинальными, мы постоянно готовили какие то новые сценарии. Музыка у нас была самая свежая и отборная. Наши ведущие , а также танцоры поддержки, отрывались и зажигали по модному. Публика приходила яркая, светлая, приличная и позитивная.
Билеты на наши дискотеки достать было сложно. Их распределяли среди молодежи, по цехам нефтезавода. Немногие билеты, поступавшие в свободную продажу , уходили влёт! Некоторые хитрые "бизнесмены", купив их заранее, перепродавали по тройной цене. За целую трешку! Тогда это были неплохие деньги.
В первые годы дискотек, бары и кафе в них отсутствовали. Во Дворцах культуры, продажа и распитие алкоголя были категорически запрещены. Контроль за порядком, осуществляли не только работники учреждения культуры, но и народные дружинники, которых в те времена уважали и побаивались. Неадекватных, агрессивных, подвыпивших и пьяных гостей, сразу же выводили с танцпола. А ведь мог еще подъехать автомобиль «воронок», с нарядом милиции, и увезти дебошира в Железнодорожный райотдел.
Так что, в то время, на дискотеках в больших ДК города, было безопасно и спокойно.
А как достигался покой и порядок, в танцевальных залах семидесятых и восьмидесятых, я расскажу отдельно, в моем рассказе « Мама- главный герой дискотек».
А в конце, я хотел бы поставить очень интересный документальный фильм Алексея Учителя "Сколько лиц у дискотеки" 1980 года. Так делали тогда и мы! Так жили и мы. Об этом мы спорили. Это обсуждали. Дискотеки были именно такими!