В статье раскрывается содержание ядерной доктрины США, принятой в начале 2018 г. В США постоянно происходит эволюция концепции ядерного сдерживания. На основании анализа официальных документов США автором утверждается, что Соединенные Штаты рассматривают ядерный потенциал России как один из вызовов их глобального лидерства и стремятся совершенствовать свой ядерных потенциал. Росси и США следует возобновить диалог по проблемам ядерных вооружений с целью укреплению стратегической стабильности и не распространения ядерного оружия.
С появление ядерного оружия и развитием средств его доставки постоянно изменялось и модифицировалось содержание ядерной политики и военных доктрин стран, облагающих этим оружием. В период геополитического противоборства между СССР США постоянно модифицировались различные концепции относительно возможности и последствий применения ядерного оружия. Среди них можно выделить такие широко известные стратегии как концепции «первого удара», «массированное возмездие» «взаимного гарантированного уничтожения», «ограниченного применения ядерного удара», «наступательное ядерное сдерживание», «компенсационная политика в пользу выигрышной стороны в рамках стратегической оборонной инициативы (СОИ)» .
Особо следует отметить о появлении и разработки военно-политического термина «ядерное сдерживание», означающее свод условий и норм, согласно которым враг будет сдерживаться от применения ядерного оружия, до тех пор, пока он может быть уничтожен или ему будет нанесен взаимный удар .
2 февраля 2018 года Министерство обороны США опубликовало новую ядерную доктрину Соединённых Штатов Америки под названием «Обзор ядерной политики», согласно которой США намерены продолжать, предложенную в 2010 г. бывшим президентом Б. Обамой, концепцию модернизации своих ядерных сил.
Первоочередная задача ядерной политики США - удерживать потенциальных противников от нанесения ядерного удара в любом масштабе. Однако учитывая многообразие угроз и в значительной степени их непредсказуемый характер оз в настоящее время и в будущем, ядерные силы США, как отмечается в «Обзоре» выполняют следующие функции:
- предотвращение нападения с применением и без применения ядерного оружия;
- гарантия безопасности союзников и партнеров;
- достижение целей государственной политики США в случае невозможности сдерживания;
- способность реагировать на непредвиденные ситуации в будущем.
Предотвращение распространения ядерного оружия, материалов или знаний и навыков, необходимых для его создания, и лишение возможности доступа к ним террористов также являются ключевыми соображениями ядерной политики США.
Согласно новой ядерной доктрине США материально-техническую основу вновь создаваемой стратегической ядерной триады страны составят 400 моноблочных межконтинентальных баллистических ракет, управляемая баллистическая ракета класса «земля – земля», дальностью не менее 5500 километров наземного базирования, первая из которых появится в 2029 году. Для их размещения будет оставлено повышенное количество шахтных пусковых установок до 450, что позволит рассредоточить этот компонент стратегических ядерных сил и создать до 50 ложных шахт под такие ракеты.
На начальном этапе в ядерную триаду США должны войти до 240 баллистических ракет подводных лодок(!), размещаемые на подводных лодках «Трайдент-2», установленных на 12 ПЛАРБ типа «Колумбия» с большим водоизмещением по сравнению с ПЛАРБ типа «Огайо». Первая атомная субмарина нового класса должна выйти на боевое патрулирование в 2031 г.
Третьей составляющей обновлённой триады станут 60 тяжёлых бомбардировщиков типа «В-21 Рейдер» с ядерными крылатыми ракетами воздушного базирования и корректируемыми ядерными авиабомбами. Первый такой бомбардировщик должен быть сооружён в 2025 г. Впоследствии на этих бомбардировщиках будет размещена новая крылатая ракета повышенной дальности с ядерным боезарядом.
Кроме того, триаду усилят неназванное количество бомбардировщиков средней дальности двойного назначения, то есть способных нести авиабомбы в ядерном или неядерном снаряжении. Основу последних составят уже поступающие в ВВС США новые многофункциональные истребители-бомбардировщики «F-35» передового наземного и авианосного базирования, что означает, что они появятся на аэродромах многих государств НАТО .
Ключевые места в стратегии занимают также КНР, Иран и КНДР. Первоочередной задачей является защита Соединенных Штатов, а также союзников и партнеров.
По мнению авторов доктрины, Россия считает возможным угрожать применением ядерного оружия, ожидая, что это парализует работу США и НАТО, тем самым положив конец конфликту на выгодных Москве условиях. Таким образом, расширяя свой собственный ядерный потенциал, Соединенные Штаты будут удерживать Россию от использования ядерного оружия.
Китай, также представлен в «Обзоре» как угроза безопасности США(!!!). Авторы доклада отмечают, что КНР вводит совершенно новые ядерные вооружения, бросая тем самым вызов традиционному американскому военному превосходству в западном Тихом океане.
В документе отмечается, что в недавнем прошлом США и Россия имели постоянный диалог по поводу ядерных рисков, но после «оккупации Крыма конструктивное сотрудничество резко упало». В предисловии приводятся слова министра обороны США Джеймса Мэттиса, который заявляет, что Россия «определенно вернулась в конкуренцию великих держав». При этом Соединенные Штаты не желают рассматривать Россию или Китай как противников и надеются на «открытое взаимодействие» в будущем».
Что касается КНДР, то США уверены, что «Северная Корея может оказаться всего в нескольких месяцах от возможности нанести удар по Соединенным Штатам ракетами с ядерным вооружением» и «незаконная ядерная программа Северной Кореи должна быть раз и навсегда прекращена».
Вызывает беспокойство США и иранская ядерная программа, а также возможные инвестиции в химическое и биологическое оружие. «Разработка Ираном баллистических ракет большей дальности и их агрессивная стратегия и деятельность по дестабилизации соседних государств поднимает вопросы об их долгосрочных обязательствах отказа от возможностей разработки ядерного оружия».
Ядерный потенциал США и системы ядерного командования, контроля и коммуникаций (NC3) должны становиться все более гибкими, допускающими оптимизацию в соответствии со стратегиями сдерживания самых разных потенциальных противников и угроз. Исходя из этого, Соединенные Штаты будут поддерживать широкий диапазон гибких ядерных сил и средств, необходимых для того, чтобы агрессия с применением или без применения ядерного оружия против Соединенных Штатов не достигла поставленных целей.
Руководствуясь этими задачами, Соединенные Штаты будут укреплять и модернизировать свой ядерный потенциал и обеспечивать более тесную интеграцию планирования военных операций с использованием ядерного и неядерного оружия и оценивать возможности для распределения усилившейся нагрузки на союзников в связи с выполнением задач ядерного сдерживания.
С такой оценкой ядерной политики США не согласны ряд стран. Так, МИД России выпустил заявление, в котором подчеркивается, что США вводят мировое сообщество в заблуждение, заявляя, что новая ядерная доктрина страны не понизит порог применения ядерного оружия. Напротив, применение «маломощных» ядерных боезарядов существенно понизит «пороговые условия», что может привести к возникновению ракетно-ядерной войны даже в ходе конфликтов малой интенсивности.
Особую обеспокоенность у Москвы вызвали намерения США создать боеприпас «малой мощности» для крылатой ракеты морского базирования в ядерном оснащении и "облегченной" боеголовки для баллистической ракеты подводных лодок «Трайдент-II».
Свою озабоченность опубликованной стратегией обозначили незамедлительно в министерстве обороны КНР, выступив против раздувания угрозы китайского ядерного потенциала.
Анализ ядерной доктрины показывает, что первоочередной задачей США является предотвращение нападения с применением ядерного оружия и поддержание необходимого для этого ядерного потенциала. В «Обзоре» 2018 г сформулирована новая ядерная концепция США - «оптимизированное и расширенное сдерживание», направленное на применение гибкого подхода к эффективному сдерживанию, в зависимости от вида противника, характера угроз и конкретной ситуации .
Таким образом, новая ядерная доктрина США продолжает политику, направленную на решение следующих задач: 1) свести к минимуму число государств, обладающих ядерным оружием, в том числе путем проведения политики расширенного ядерного сдерживания и предоставления странам гарантий безопасности; 2) лишить террористические организации доступа к ядерному оружию и материалам; 3) строго контролировать материалы, технологии и знания, используемые для производства ядерного оружия; 4) стремиться к заключению способствующих безопасности соглашений о контроле над вооружениями, подлежащих исполнению и поддающихся проверке.
В этих условиях России и США следует возобновить диалог по проблемам сокращения ядерных вооружений и усилить сотрудничество с целью укреплению стратегической стабильности и не распространения ядерного оружия.
Познавательно!
Если хотите больше научных статей , подписывайтесь на канал и ставьте лайки.