Быть «оцененным по заслугам» всем нам важно, как воздух.
В начале 2015 года, HR-агентство «O.T.», выяснило, что когда речь идет о вознаграждении, мнения сотрудников компаний и их директоров кардинально расходятся: так, 90% руководителей считают, что они очень внимательны и только и думают о том, как поощрить подчиненных.
Но эту точку зрения не разделяют рядовые сотрудники компаний, а 40% из них считает, что начальство делает это очень криво, а зачастую очень неубедительно.
На вопрос: «Что вы будете делать, если не увидите должного внимания к вашим заслугам со стороны начальства?», большая часть опрошенных ответила, что не хотели бы на долго задерживаться в таких компаниях.
По данным того же опроса, были получены следующие предпочтения в выборе награды за достижения:
- 33% предпочитают любое материальное, и не обязательно денежное поощрение;
- 24% хотели бы видеть возможности для успешной карьеры;
- 22% готовы быть отмечены грамотами или иными нематериальными бонусами (речь о них ниже);
- 16% хотели бы, чтобы их чаще хвалили.
Многие сотрудники, как и дети, готовы идти на край света за теми, кто их хвалит и мотивирует делать хорошие поступки.
Если набрать в поисковике, то на первой же странице в выдаче, найдется: «5, 25, 51, 101 способ наградить сотрудников без бюджета». Штаты и Европа скупают подобные книжки миллионными тиражами. Использование этих методов, предполагает наличие отдельного сотрудника, отвечающего за внедрение нематериальной мотивации и ведение учета эффективности внедренных методов. Впрочем эти функции могут быть и дополнением к текущим обязанностям. Главное – делать всё это, как и всё остальное в компании, системно, а не под настроение.
Как же организовать это на практике?
Чтобы не попасть в 90% неубедительных ребят, необходимо предпринять 4 простых, но обязательных действия и возможно, через год, другой и про Вашу компанию будут писать такие статьи.
Действие 1: составьте план
Поощрение не должно негативно влиять на других сотрудников и противоречить их интересам, а должно мотивировать всех и показывать им, что есть смысл работать лучше. Также это не должно быть одноразовым мероприятием.
Руководитель, постоянно должен давать своим людям понимание того, что именно вы цените в своих сотрудниках, и за что готовы их поощрять, тогда количество лояльных сотрудников будет расти, равно как и их желание следовать ценностям компании.
Оптимально, чтобы такие мероприятия были неким сюрпризом для коллектива. Практика показала, что если делать это в порядке еженедельного или ежемесячного собрания, то хорошей работе приходит конец.
Действие 2: разнообразьте виды поощрений
Как мы уже выяснили, есть куча книг, где описаны сотни методов нематериальной мотивации. Выбирайте и проверяйте их действенность...
Действие 3: руководитель компании должен поощрять сотрудников лично
Зачастую, директора и собственники участвуют только в наказании сотрудника, а работу по поощрению скидывают на менеджеров среднего звена, что в корне неверно.
Самая крутой «фишкой», которую мне удалось видеть лично: был ужин, который приготовил для своих сотрудников, сам управляющий, после того, как был завершен, важный для компании, проект.
А собственник компании «D&N», требует от менеджеров среднего звена, чтобы те отмечали в своих отчетах тех, кто каким-либо образом отличился за неделю. Потом, в течение следующей недели, он вызывает к себе в кабинет этих сотрудников и лично говорит им: «Спасибо».
Человеку нужно внимание и одобрение руководителя, как ребенку участие родителей, поэтому так важно лично доносить до каждого сотрудника ценность его вклада в общее дело.
Действие 4: поощряя команду, не забудьте поощрять личную инициативу
Если Вы устроите вечеринку или загородную прогулку для всей команды, обязательно, уже на мероприятии, сказать всем, чтобы они поблагодарили человека из команды, который помог им получить эту награду. Награда должна охватывать два уровня: индивидуальный и групповой. Подчеркните роль индивидуальной инициативы в победе всей команды. Это очень важно.
В конце, приведу интересные факты о поощрениях, которые используются в различных компаниях:
Один из лидеров американской кофейной индустрии использует очень необычный метод нематериальной мотивации. Владелец, Майк Татерсфилд, отмечает заслуги своих «ударников» арбузами. По накоплению у сотрудника определенного количества арбузов, ему дарят кеды «Сonverse».
Исполнительный директор, компании создающей программное обеспечение для бизнеса, говорит, что вся его команда – отличные ребята (а других он на работу и не берет).
Раз в год, каждый из них едет в оплачиваемый компанией отпуск, и ему на отдых, выдается дополнительная сумма! Главное и единственное условие – это то, что сотрудник не имеет права потратить эти деньги на что либо, кроме отдыха. Ему запрещено отвечать на рабочие звонки и почту. Никакой работы – только отдых! При всём при этом не имеет значения, как вы собираетесь отдохнуть на эти деньги – тур в Таиланд или отдых с банкой пива и чипсами перед телевизором. Главное, чтобы человек отключился от работы и хорошо отдохнул!
Энергетическая фирма «Hilcorp», в 2010 году объявила, что если объем заказов вырастет на 200%, то каждому сотруднику выдадут годовой бонус 100 000 долларов. Правда, чем окончилась история, увы, не известно...
Крупная компания по производству медицинской техники, поощряет рядовых сотрудников, правом, раз в месяц кинуть пирог в шефа. Согласен, возможно и перебор, но если это срабатывает, почему бы и нет...?
Подведем итоги:
Вопрос внедрения нематериальной мотивации в российских компаниях, в последнее время стоит очень остро. Поколение эпохи интернет-бизнеса, не так-то просто заставить «пахать».
Подумайте и из сотен способов, выберите себе пару десятков и просто внедрите, а потом посмотрите на свои показатели. Если вы найдете верный способ, то ваше предприятие сделает, то чего не сможет, ни один конкурент. Вы заполучите самые ценные и инициативные кадры.
Поощряйте своих сотрудников нематериально и развивайте свою компанию.
Всем удачи и верных решений в бизнесе! Ставьте «палец» вверх и подписывайтесь на канал!