Найти тему
Субъективный путеводитель

Даштадем. Осталось ли в Армении наследие тюрок?

На главной площади Талина обнаружилась набиравшая пассажиров маршрутка, и я поинтересовался у сидевших рядом мужиков, не едет ли она в Даштадем. В принципе, до него всего 5 километров, так что и на такси я бы не разорился, но маршрутка шла как раз в ту сторону, а гостеприимный водитель и ещё отказался брать с нас деньги. Пообщавшись с водителем о том, кто где служил и у кого где брат живёт, мы покинули маршрутку рядом с указателем и, пройдя сотню метров по переулку, оказались перед одиноким старым деревом у могучей крепостной стены:

...На своей нынешней земле армяне хоть и живут не первую тысячу лет, а всё-таки не были первыми. Их язык, возможно принесённый переселенцами с доантичных Балкан, распространился среди народов многонациональной Урарту, став со временем их общим языком. Кто же ходил по Армянскому нагорью, когда оно ещё не стало армянским, наука не знает, или даже не хочет знать, чтобы не ворошить лишний раз злые кавказские распри. Но по некоторым гипотезам коренными жителями Закавказья выходят то ли иранские кочевники, предки нынешних курдов, то ли и вовсе тюрки, позже каким-то образом попавшие отсюда на свою общепринятую родину - Алтай. Но кто бы ни был первым, а к середине нашей эры традиционные гегемоны Передней Азии окончательно измотали друг друга столичными интригами и войной.

Последнюю тысячу лет историю этого края писали тюрки, а точнее огузы - западно-тюркская ветвь, включающая нынешних азербайджанцев, турок и туркмен. Их ареал - это земли, покорённые в 11 веке пришедшими из Хорезма сельджуками, и именно на руинах Сельджукидской империи позже возникали кочевничьи орды Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, союз шиитов-кызылбашей во главе Сефевидского Ирана и как апофеоз - Османская империя.

И вот через всю эту чехарду народов прошёл Даштадем - крепость на косогоре, основанная ещё Урарту две с лишним тысячи лет назад. В 7 веке её отстроили Камсараканы на дальних подступах к Ани и на ближних к Талину. В 12 веке курды Шедадиды, прежде правившие Двином и Гянджей и к тому времени порядком впитавшие армянские культуру, здесь укрепляли свой Анийский эмират. В 13 веке Ани вернули христиане - род Закарянов, который, как и Багратионов, теперь считают "своим" и армяне, и грузины. Дальше ещё 500 лет крепость, разрушенную видимо монголами, уже никто не укреплял, а в 19 веке о ней вспомнили азербайджанцы Каджары, которым надо было срочно защитить подступы уже не к руинам Ани, а к живому Еревану, с крахом Сефевидов превратившемуся в столицу мощного тюркского ханства. Каждые последующие хозяева при строительстве использовали обломки предыдущих крепостей, и я не знаю точно, от кого остались вот эти фигуры волков, вмурованные в ворота:

-2

Внешнюю стену построил в 1812 году ереванский хан Гусейн-Кули Каджар - причём это были не те Каджары, что правили в те же годы Ираном, а совершенно параллельная ветвь, отделившаяся в 15 веке. Многие азербайджанские ханства тогда приняли русский протекторат почти добровольно, предпочтя его протекторату соседних ханств, но Ираванское ханство к началу 19 века держалось уверенно и потому отчаянно сопротивлялось русской экспансии. Потеряв свои северные периферии после русско-персидской войны 1805-11 годов, Гусейн-Кули-хан взялся укреплять новые границы и воздвиг относительно современную для тех времён крепость. Разумеется, от России, которая тогда была на пике своей мощи, эти укрепления не спасли: в 1828 году под властью северного царя оказались и Даштадем, и сам Ереван, а в их окрестности, на землю дальних предков, потянулись из Персии и Турции армянские репатрианты.

В новой географии Закавказья Даштадем потерял всякое стратегическое значение, и немного послужив русским гарнизоном, сделался просто частью пейзажа. Стены его, однако, растащить на строительный камень переселенцы так и не смогли, а потому дома свои армяне строили по обе стороны стен. Лишь в 2005-06 годах Даштадем был расселён, но до полноценной реставрации дело пока так и не дошло, а среди аутентичных живописных руин экспедициями со всеми мира неспешно ведутся раскопки.

Другая стена глядит на пастбища, пересечённые хитрыми узорами пастушьих оград:

-5

На заднем плане кадра выше - гора Артени, доминанта талинского пейзажа. Она слегка похожа на Арарат, и от неё рукой подать до Турции, поэтому каждый год 24 апреля, в День памяти геноцида армян, на обращённом к соседям склоне жгут шины, чёрным дымом посылая сигнал - "мы помним!". При 40-кратной разнице в числе и 100-кратной в экономической мощи, многие армяне однако искренне верят, что однажды одолеют турок.

-6

С другой же стороны - необозримая даль:

-7

Посреди ханских стен высится компактная средневековая цитадель, к которой приложили руку и Камсараканы, и Закаряны, и Шеддадиды:

Стену вокруг донжона и встроенный в неё маленький храм Святого Саркиса построили, например, в 14 веке Закаряны:

-9

Сам донжон особенно внушителен вблизи:

А на стенах его - автографы как армянского каменщика Ованнеса:

-11

Так и курдского правителя Султана ибн Махмуда ибн Шавури Шеддадида, вытесанный в 1174 году, когда видимо последний анийский эмир закончил строительство этой башни. Как и последнего ираванского хана, она его не спасла...

-12

Когда же мы уже собрались уходить, прямо в ворота внешних стен вдруг въехала пара машин, а из них выбралась компания молодых, но явно интеллигентных людей, и по сосредоточенному поведению их мы вскоре поняли, что это совсем не туристы. Во главе с седеющими начальником, это оказались реставраторы из Еревана, приехавшие в Даштадем делать какие-то обмеры. Перекинувшись парой слов, они пригласили нас зайти с ними в башню, открыв обычно запертую дверь. Под донжоном, ещё в урартийском фундаменте, скрыта огромная цистерна, куда накануне осад свозили воду окрестных ключей.

Цистерна и занимает большую часть донжона:

-14

А с его стен далеко видать - хоть на северные хребты, сходящиеся к Арагацу:

Хоть на бескрайний простор Араратской долины, спускающийся к Ахуряну и Араксу:

-16

Реставраторы - всё очень армянские типажи:

-17

Парой километров дальше, на фоне пристанционного села Арагацаван (5,7 тыс. жителей, до 1950 года называлось Алагез) и курдских сёл на армянских руинах уже в Турции, отлично видна маленькая церковь Сурб-Ншан (Знаменская) времён Камсараканов с пристроенной Закарянами в 13 веке звонницей:

-18

Но мы туда уже не пошли - что мы, храмов 7 века что ли не видели?! В Армении так рассуждать начинаешь очень быстро...