Найти тему
Изнанка железки

Детские железные дороги

Всем доброго времени суток, дамы и господа!
Сегодня я Вам хочу более подробно рассказать про детскую железную дорогу. Присаживайтесь поудобнее, занимайте место в вагоне, согласно купленным билетам, Мы начинаем с Вами увлекательное путешествие на детском поезде:)
"Киевская ДЖД"
"Киевская ДЖД"

Детская железная дорога-это такая узкоколейная железная дорога малой протяжённости, которая не имеет связи с большой полноценной сетью больших магистральных железных дорог с довольно частым и бесперебойным движением пассажирских и грузовых поездов.

"Кратовская ДЖД"
"Кратовская ДЖД"

На детской железной дороге, как правило работают в основном исключительно молодые ребята. И путейцам и кондукторам, и самое наверное на мой взгляд самое интересное-машинистам, на этой железной дороге от силы, 12-16 лет. Это единственная "форма" настоящей железной дороги, где могут работать лица, которые ещё не достигли совершеннолетия.

-3

В первую очередь, детские железные дороги-это не аттракцион для пассажиров, а учебно-образовательное учреждение, в котором юные железнодорожники на практике, и само собой, разумеется и в теории, приобретают навыки обращения с железнодорожной инфраструктурой ну и разумеется и с железнодорожным транспортом.

Красноярская детская железная дорога
Красноярская детская железная дорога

Как неудивительно, хоть детские железные и не имеют никакой связи с никакими крупными железнодорожными транспортными узлами, но, данный вид такой необычной железной дороги, (по крайней мере у нас в стране), подчиняется к Федеральной пассажирской компании "ОАО РЖД" . Об этом гласит логотип РЖД, расположенный на всех поездах детских железных дорог Российской Федерации, а таких детских железных дорог, у нас в стране не мало. Самыми крупными детскими железными дорогами в нашей стране, являются Кратовская (которая расположена в ПГТ "Кратово" в Московской области не подделку от города авиаграда "Жуковский") и Новомосковская (которая расположена в городе Новомосковск в Тульской области). Ну а также ДЖД есть в городе Красноярск, в Санкт-Петербурге и и ещё в многих- многих городах России.

Новомосковская ДЖД.
Новомосковская ДЖД.

Но не только в одной России есть детские "железки". Они есть во многих странах бывшего СССР, включая таких как Украина,Беларусь и ещё во многих других. Например, самыми крупными железными дорогами в Украине, являются Киевская, Харьковская, Запорожская и т.д

Киевская ДЖД
Киевская ДЖД
Минская ДЖД
Минская ДЖД

P.S как Вы уже наверное поняли, что не только у нас в России детские железные дороги подчиняются компании РЖД. ДЖД ещё подчиняется также" Укразализнице" (УЗ) на Украине и Белоруской Чугунке (БЧ) в Беларуси.

-8

Ну теперь давайте мы поговорим о самом подвижном составе детских железных дорог, и наконец разберёмся, почему же на всех ДЖД, работают исключительно тепловозы, а не электровозы и почему нет вообще в мире, электрифицированных узкоколейных детских железных дорог.

-9

Всё началось ещё в далёкие времена СССР, когда советская власть решила создать такой совершенно новую разновидность детских железных дорог, а именно так называемое "детское метро", только открытое и меньшего расстояния. Разумеется в метро ничего детского нет, потому что напряжение для этого метро оставили прежним, а именно 825 вольт (как в настоящем метрополитене). Ведь, разрабатывать совершенно новый тип электродвигателей для "детского" электропоезда с более низкой частотой, силой тока и напряжением никто не хотел. Потому что зачем это нужно делать? ведь это будет новая разработка и довольно дорогая, и лучше было сделать чего-то лучше более массовое, чем придумывать с нуля. Для этого знаменитый мытищинский вагоностроительный завод для перспективной детской железной дороги, создал на базе знаменитого вагона серии "ЕЖ", один специальный опытный двухвагонный состав, который был меньше по высоте и габаритам под номерами "3403 и 3477".

-10

Каждый вагон был поставлен с завода изготовителя заказчику, в необычной для нашего формата метровагонов-четырехдверной компоновке, вместо классической для нас- восьмидверной,, с каждой стороны.

Поговаривают, что именно эти "два брата акробата", должны были эксплуатироваться в "детском метрополитене", но этого так и не произошло, а вместо этого, этот, столь необычный состав направили обслуживать "Арбатско-Покровскую линию", метрополитена столицы (только представьте себе, какая была давка в этом поезде, во время часа пик, из-за нехватки широкого проёма дверей).

-11

Ну у этого поезда, была столь "интересная и насыщенная жизнь", а именно и после совершения последнего рейса в жизни и на линии, его не отправили на утилизацию. Теперь этот вагон стоит на учебной площадке для тренировки служебных собак. В этом вагоне, собак обучают переходу из одного вагона в другой. Этот навык собакам нужен, например при ликвидации и задержании террористов.

Ну давайте-ка всё-таки вернёмся с Вами в историю детских железных дорог и окунёмся в историю появления детских железных дорог, уже с головой:)

Как всем известно, в годы Великой Отечественной Войны, именно, в большинстве своём случаев, на железнодорожный транспорт возлагалась, поистине, колоссальная нагрузка!!! Они привозили на фронт, всякого рода провизию, доставляли оружие, транспортировали тяжёлых раненных в ближайшие полевые госпитали. В том числе, взрослым машинистам помогали и дети, которые в будущем, когда вырастут, хотели бы быть тоже- машинистами и помощниками машинистов, ведь в то время-это было очень круто, быть машинистом настоящего паровоза и прочувствовать всю тяжесть выбранной ими работы!

Детские железные дороги (прощу заметить, ещё на паровой тяге),появились в конце 40-х-начале 50-х годов прошлого столетия. Детские железные дороги, были тогда лучшем способом, так сказать, показать себя так скажем, "со всех сторон". Быть стойким к паровозной копоти, грязи, и саже. Но это,поистине, было для мальчишек круто! Но само собой, первым делом, эти учреждения (как я Вам говорил ранее), были учебными и юноши тут получали саме базовые знания по управлению подвижным составом с паровозом. Но на мой взгляд, самыми интересными занятиями в этой, таке называемой "школе юных железнодорожников", является практические и поэтому, давайте глянем на старый (паровозный), подвижной состав детских железных дорог, того времени.

Паровоз узкоколейный серии "ЮП ", он же типа "Щ".
Паровоз узкоколейный серии "ЮП ", он же типа "Щ".

И даже в наши времена, остались на детских железных дорогах "узкоколейные паровозы-экзотика уже))

На всём советском, а далее, постсоветском пространстве, на ДЖД, в основном работали, узкоколейные паровозы серии "ГР" разных модификаций. Данный тип паровозов, производился в "ГДР" и поставлялся в "СССР" имел осевую формулу "0-4-0".

-13

Данные паровозы, как и впрочем все локомотивы детских железных дорог в целом, ходили, как правило, с комфортными (для того времени) сидячими узкоколейными вагонами польского производства- "Пафаваг".

 Серия -2Aw
Серия -2Aw

Всего, за годы существования завода в момент с 1960 по 1980 годы, было изготовлено более миллиона вагонов. На сегодняшней день, "чистокровных" вагонов марки "Пафаваг", осталось всего 9 штук и все они находятся в Харькове. Шесть из которых, колесят на ДЖД по парку в детском поезде "Украина". 3 из них, уже оставлены от работы. Теперь в основном, на "детских линиях", трудятся уже новые и модернизированные вагоны серии "Пафаваг", с скруглёнными окнами и с рёбрами жёсткости.

Ранее, старые польские вагончики, "бегали" ещё по ДЖД и в Киеве и в Запорожье.

Вот так, умирает целая эпоха этих, поистине, уже, легендарных вагонов!

Серия- 2Aw
Серия- 2Aw

Ну что ж, а теперь давайте мы с Вами перейдём от узкоколейных паровозов, ещё к более современным локомотивам детских железных дорог, коих очень многое количество-узкоколейным тепловозам.

Узколейных тепловозов очень много серий, и как старых, так и новых. Но в большинстве своем, на детских узкоколейных железных дорогах, да и вообще узкоколейных железных дорогах (необязательно даже и детских), что и у нас, что и в той же Украине или же Беларуси, трудятся тепловозы, построенные ещё при существовании Советского союза например такие узкоколейные тепловозы как:

  • ТУ-2
  • ТУ-7
  • ТУ-4
  • ТУ-8 и ещё многих других раритетных тепловозов того времени.

Конечно, большинство локомотивов на детских железных дорогах, (включая разумеется и Украину),уже изрядно изношены и они нуждаются в серьёзном капитальном ремонте или же уже и утилизации. Ведь ржавчина, усталостные нагрузки металла, отслужившего свой век, могут стать в лучшем случае, стать причиной серьёзной поломки на маршруте следования поезда, а вот в худшем, причинить немалый вред здоровью пассажиров, или даже, локомотивной бригаде. И поэтому, перед конструкторами и инженерами, стоит задача, создать кардинально новые локомотивы, которые будут во многом отличаться, а во многом даже превосходить в разы, их советских "братьев".

Новые локомотивы, кардинально отличаются от старых тем, что в новых, более совершенная система безопасности, как к примеру (комплексное локомотивное устройство безопасности), которое сокращённо зовется "КЛУБ". В него "вбивается", вся информация о предстоящем маршруте следования поезда и соответственно-локомотива.

Все современные локомотивы (необязательно даже и узкоколейные), комплектуются этим устройством. Также этим устройством по правилам безопасности железнодорожного движения, КЛУБ ставиться и на современные локомотивы, принадлежащие детским железным дорогам.

-16

КЛУБ-как вы уже наверняка поняли-это не один прибор, а это целая система. В это систему обеспечения безопасности, входит в комплект ещё и специальная, регистрирующая параметры во время движения," касета регистрации параметров (КРПД)", а сам КЛУБ, в свою очередь, подсоединялся к ЭПК( электропневматический клапан).

-17

Тобишь, современная касета регистрации параметров, этакий, своеобразный "чёрный ящик", который тоже умеет хранить досконально, всю записанную информацию, которая произошла с поездом, на всём пути его следования, от точки" А"до точки "Б".

Но, давайте вернёмся чуть-чуть, назад в прошлое, в то время, когда ещё не было никаких там сложных систем безопасности по типу того же КЛУБа", и т.п. Так как там обеспечивалась безопасность движения?

В то время, были очень распространены приборы под замысловатым названием " СЛ2М". Этот тип прибора, был ещё вдобавок и скоростемером. Эти приборы, можно лёгкостью узнать на слух, всё потому-что, они обладали, необычным, характерным только для них, тиком, который напоминал чем-то, тиканье часов.

-18

Как неудивительно признавать, но эти приборы безопасности (несмотря на их уже почтенный возрасток) , до сих пор стоят на многих локомотивах Украины, да и даже в России и Беларуси, эти приборы до сих пор, остаются в строю, (включая разумеется и ДЖД). На ТУ-2 и всем ему подобных узкоколейных локомотивов, эти приборы стоят и вполне исправно измеряют скорость и чертят графики движения.

-19

Но вернёмся таки к обзору новых тепловозов для ДЖД РФ.

Итак, одними из новинок но российских детских железных дорогах, являются тепловозы серий "ТУ-10", а также "ТУ-2м " , который ходит по маршрутам в посёлке "Кратово" в подмосковье.

-20

Железная дорога в Кратово, является одной из самых коротких в России и в постсоветском пространстве в целом. "Малая Московская железная дорога", всего имеет в своём распоряжении, две конечные узловые станции, на которых производиться оборот ПС, а также одну промежуточную (техническую) платформу, которую "детские поезда", "проходят" без остановок.

-21

Всего, протяжённость данной железки, составляет около пяти километров, а протяжённость основного (главного) пути, по которому и осуществляется как-раз и всё бесперебойное движение поездов на участке, составляет почти, целых 4 километра. Ширина колеи путей- узкоколейная и подходит под весь основной европейский стандарт, всех узкоколейных железных дорог европейских стран, а именно это: 750мм.

На территории, имеется два полноценных тепловозных депо, с четырьмя канавами, предназначенных для ремонта поездов.

-22
Расписания поездов.
Расписания поездов.

Ну что ж, а теперь давайте перейдём к "Новомосковской ДЖД", и на этом уже закончим этот, уже и так длинный выпуск.

-24

Новомосковскую или по-другому же -Тульскую детскую железную дорогу, обслуживает уже нам да более известный необычный локомотив, с душой автобуса "МАЗ"- "ТУ-10".

Вы конечно же спросите меня "Что же в этой модели же такого автобусного то?" А я вам отвечу, что там стоит автоматическая коробка переключения передач от легендарного белорусского автобуса.

Да, вот такой у нас оказался "пациент" с автомобильным прошлым.

Так давайте уже мы с Вами перейдём непосредственно к обзору самой железной дороги.

Итак, тульская железка будет немногим поменьше, московского родственника (всего почти 3 километра в длину и 3 станции). Но, тульский "двойник", будет и немного помоложе московского "брата". Малая тульская железная дорога, была построена уже почти в середине 50-х годов прошлого века, (а если быть точным то в 1953 году) в то время как,московская, была построена ещё аж в 1937 году и "взяла" перерыв на всё время войны. На этой железке есть почти полноценный большой вокзал, с залом ожидания, (чего нет на других подобных джд), а также есть вагоны со спальными местами даже и ещё, эти вагоны (почти все), красят в корпоративные цвета ОАО "РЖД", так как данное предприятие, полностью подчиняется официально Российским железным дорогам, как и его другие "узкоколейные собратья".

Также на "Тульской железной дороге, есть несколько интересных фактов, например таких как:

  • Только на этой железной дороге в России, есть полноценный железнодорожный вокзал с настоящем залом ожидания, билетной кассой, и тремя платформами.
  • Только на этой железной дороге, есть "спальные вагоны"
  • Только на этой железной дороге, есть вагоны, окрашенные в корпоративные фирменные цвета "ОАО РЖД"
-25

Да, вы абсолютно правы! Когда-то в на "Новомосковской малой", тоже регулярно ходил уже так скажем "ветеран труда", тепловоз серии "ТУ-2" и таскал он по линии, эти все маленькие и немного "неуклюжие" вагончики по линии, но к сожалению, совсем недавно и новомосковск отказался от этой, поистине, живой легенды, в пользу закупки, совершенно принципиально новых, локомотивов серии "ТУ-10", в то время как эти локомотивы, было решено отправить на утилизацию.

-26

Тепловоз "ТУ-2", выпускался в период с 1955 по 1958 годы. Всего за этот весь период времени, Калужским машиностроительным заводом, было изготовлено 280 пар таких вот машин. Весил он 32т и умел развивать скорость, ровно 50 км\ч.

Этот "локомотивчик", выпускался с электрической передачей по заказу "министерства путей сообщения, советского союза". В нём, был установлен тяговый дизельный двигатель "1Д12", с мощностью "195 КВт".

Данный двигатель, был оборудован электрической передачей и разработан был на базе дизельного двигателя "В-2", который был установлен, в годы войны,аж на знаменитые "34-ки".

-27

Но давайте же перейдём, обратно к нашему, дорогому локомотиву.

Данный тепловоз,даже до сих пор можно встретить на ДЖД, этот локомотив, до сих пор можно встретить в широкой эксплуатации, в странах бывшего соц.лагеря и странах бывшего СССР, таких как Россия, Украина, Беларусь, Армения, Азербайджан и так далее.

Эту модель тепловоза, как "ТУ-2", я думаю, можно назвать, самым серийно выпускавшимся, пассажирским электровозом в мире и самым старым, до сих пор находящиеся в эксплуатации. Этих "динозавров", до сих пор можно встретить в широкой эксплуатации с пассажирами в Харькове, Запорожье, а также на "Малой Октябрьской железной дороге", которая располагается под Санкт-Петербургом. Конечно, на Малой Октябрьской этих "ветеранов", уже активно вытесняют новенькие "ТУ-10", но несколько пар этих, замечательных на мой взгляд, тепловозов серии "ТУ-2", этой железке, всё-таки осталось и они, несмотря на их уже "пенсионный возраст", активно продолжают катать, "больших" и "маленьких" пассажиров по "Малой Октябрьской".

-28

Кстати, что касается, "Октябрьской ДЖД", так это то, что она является самой протяженной дорогой в России. Её длина, составляет целых, 2 с лишним километра на северной её части, а вот на южной, длина составляет,аж почти 10 километров. В 1948 году, была открыта "Северная часть железной дороги", а вот её "Южная часть" (самая длинная из всех), была открыта уже сравнительно недавно, а если быть точным, то в 2011 году.

-29

На этой детской железной дороге есть ещё несколько интересных моментов, связанных с ней, по мимо протяжённости.

Во-первых, эта детская дорога, самая северная в нашей стране (не знаю, есть ли ещё севернее, если да то поправьте меня в комментариях ниже.)

Во-вторых, эта узкоколейная детская железная дорога, так же необычно не только в географическом, но и непосредственно техническом плане, а всё потому, что именно эта, узкоколейная железная дорога, оборудована для большей безопасности движения поездов, двумя централизованными путевыми сигнализациями, вместо одной, как это сделано, на большинстве многих других детских железных дорог.

-30
-31

Ну а теперь я предлагаю Вам переместиться в суровый сибирский город Красноярск и глянуть на малую Красноярскую железную дорогу, которая располагается там.

-32

Несмотря на то, что сам город Красноярск, довольно суровый и депрессивный сибирский город, тем не менее, детская железная дорога, которая там располагается, вызывает умиление и улыбку на лице. Эту "детскую железную дорогу", язык не даже поворачивается назвать государственным образовательным учреждением для юных железнодорожников. То что находится там под официальным названием "детская железная дорога", скорее хочется назвать настоящим "аттракционом" для ребятни, нежели полноценной малой железной дорогой. Эта "узкоколейная железная дорога, полностью кольцевая и находится в центральном парке города Красноярска и имеют плохое путевое развитие. На этой дороге, всего одна станция "Юбилейная" и поезда на ней ходят покругу.

Данная железная дорога открылась давно- ещё в 1936 году 1 августа.

Но вот раньше хоть, данный объект инфраструктуры, больше походил на настоящую железную дорогу, нежели сейчас, а всё потому, что раньше по этой детской железной дороге (если её конечно так назвать), ходили настоящие полноценные узкоколейные паровозы серии "Су 00" и эта железная дорога, полностью тогда оправдывала, своё официальное название. Но дальше, в конце существования СССР и в начале девяностых и двухтысячных годов, было такое ощущение, что вот начальство Красноярской детской железной дороги , заболело чем-то серьёзным. Они заменили настоящие узкоколейные паровозы, какими-то, ну совершенно игрушечными мотовозами и открытыми вагонами к ним, в который не влезет и не каждый ребёнок, что говорить уже о взрослом человеке-родителе.

-33

Да и совершенно нелепая мигалка, тут совершенно не к месту. Причём мигалки ставить, по всей видимости начальство очень любит. "Их хлебом не корми-дай только мигалку на локомотив нацепить". Совершенно не понятно, чем именно сдались им, эти проблесковые маячки!:)

Ну на проблесковых маячках и старых игрушечных локомотивчиков, дело так и по всей видимости не остановилось и где-то в 90е-2000-е годы, Красноярская компания (не знаю или мы сами изготовили у себя или заключили деловой контракт у Кореи), ну в общем, у Красноярской дирекции детских железных дорог, теперь появился принципиально новый узкоколейный тяговый мотовоз (тоже с оранжевой мигалкой наверху).

-34

Лично мне, чем-то он напоминает, какую-то южнокорейскую маршрутку "Хундай", которую пилой немого укоротили (ну согласитесь, ведь в этом мотовозе, что-то есть от маршрутного такси). Как в этот локомотив влезают крупные и высокие люди, лично для меня остаётся загадкой. Ну разве нельзя было поставить Красноярску для ДЖД,хотя бы старенький тепловоз "ТУ-2" и новые польские вагоны "Пафаваг" вдобавок, вместо этих вагонов, больше похожих на вагоны для какого-нибудь там сафари, чтобы не позориться, катаясь на этом.

Ну а на этой ноте, дорогие читатели, я думаю пора заканчивать сегодняшнюю статью. Если Вам понравилась публикация, то поставьте лайк и подпишитесь на канал, после этих, поистине, элементарных действий, можете быть свободны:)
А также, я Вас сердечно прошу поставить лайк и подписаться и на официальную группу канала, для того, чтобы узнавать новые анонсы будущих статей!:)
-35

Спасибо за чтение, не болейте:)