Сегодня, 17 июня, в день рождения Жанны Бичевской - публикую несколько глав из моей книги о певице. В этой статье вы узнаете, какие антивоенные песни исполняла Жанна Бичевская в 80-е годы за пределами СССР и как королева русского кантри-фолка пришла к протест-сонгам.
ОТ НАРОДНОЙ К АНТИВОЕННОЙ ПЕСНЕ
Ты скажи мне, где цветы, где все маки?
Их собрали девушки летним днем.
Ты скажи мне, где цветы, где все маки?
Собрали девушки, собрали летним днем
Где все девушки, скажи? Их не вижу.
Провожать они пошли в путь парней.
Где все девушки, скажи? Их не вижу.
Прощаются они летним днем
Ты скажи мне, парни где? Где все парни?
Не пришли они домой летним днем.
Ну а где теперь они, эти парни?
Погибли на войне, лежат в земле сырой
Да, я знаю, где цветы, где все маки –
На могилах у парней все цветы.
Да, я знаю, где цветы, где все маки –
Горят, горят они как вечные огни
В 80-е годы Бичевская была активным членом комитета Защиты Мира
Именно активной участницей многих движений и акций, в которых участвовал этот комитет, а не только певицей. На счету певицы – десятки выступлений в рамках огромных международных акций, проходивших под лозунгами «За мир во всем мире», «Артисты за Мир!», «За ядерное разоружение». Эти концерты-манифестации проходили в Берлине, Кельне, Бонне, Гамбурге, Лейпциге, Вене – на самых больших стадионах, вмещающих тысячи зрителей. Основными активистами этого движения «За мир во всем мире» был Союз свободной немецкой молодежи FDJ. Жанна была единственной певицей из СССР, кого приглашали на эти концерты-манифестации. Творческим лидером тех концертов был, конечно же, знаменитый Гарри Белафонте – американский певец и общественный активист.
«Самым напряженным был мой приезд в Западную Германию в 1983 году. За день до моего прилета для участия в серии концертов «Песни за мир» произошло событие, которое в свете холодной войны между СССР и США, воспринималось международной общественностью неоднозначно. 1 сентября неподалеку от Сахалина произошла авиакатастрофа, самолет, летевший из Нью-Йорка в Сеул отклонился от курса и попал в воздушное пространство СССР, а затем был сбит советским истребителем. Погибли все пассажиры и экипаж. А 2 сентября я находилась в Гамбурге, единственная из СССР в составе международной программы. Все ждали провокаций в мой адрес, организаторы даже приставили ко мне телохранителей. Единственное место, где рядом со мной не было охраны – была сцена» (Ж. Бичевская)
Но перед выходом на сцену Жанну попросили принять участие в пресс-конференции.
«Мы были очень напряжены. Журналисты задавали провокационные вопросы, почти все были негативно настроены по отношению к СССР. Певец Удо Линденберг, который тоже присутствовал на этой пресс-конференции, решил пошутить: «Советские танки могут через три дня быть в Берлине!». Но Жанна парировала: «Удо, вы недооцениваете советские танки. Они могут оказаться в Берлине гораздо раньше!». Реакция прессы – апплодисменты и улыбки. Жанне удалось разрядить нервную атмосферу» (В. Зуев)
«Неужели вы действительно хотите войны?» - работая под простачка, спросил меня один из корреспондентов. Я с трудом сдерживала в себе обиду и злость. На стадион, где должна была состояться манифестация, я ехала, готовая убеждать, доказывать, драться. К счастью, этого не понадобилось. Я начала на немецком языке песню Пита Сигера «Где все цветы?» и после второго куплета почувствовала, что меня слушают и слышат… Потом начался проливной дождь. Тысячи людей продолжали стоять стеной. Моя гитара была полна воды, хрипела, как загнанная лошадь. Потом вышел Гарри Белафонте и мы с ним спели спиричуэлз. Прием был феноменальный» (Ж. Бичевская)
НА СЦЕНУ БРОСИЛИ ЯДОВИТЫЙ ШАРИК
На следующем концерте в Бонне на сцену под ноги Бичевской бросили шарик со слезоточивым газом. В горле неимоверно защипало, но она допела. Пела, закрыв глаза, не обращая внимания на беснующихся у края сцены молодчиков. Она подошла к ним ближе и затянула «По диким степям Забайкалья». Зал буквально задавал эту кучку антисоветчиков, концерт продолжался. Люди слушали, впитывая каждый звук.
««На тех концертах и смешное случалось. В Кёльне одна очень чопорная дама так расчувствовалась, что свистела в такт хороводной песни «по-русски»: заложила пухлые пальцы в рот и принялась мне аккомпанировать таким вот манером. Когда я спустилась со сцены, «аккомпаниаторша» бросилась меня обнимать. «Полосы отчуждения» как не бывало» (Ж. Бичевская)
Спустя много лет Бичевская вышла и на подмостки митинга у Белого Дома. Она верила в перемены, ее переполняли эмоции. Она вышла на сцену сразу следом за Игорем Тальковым. Ее мощный голос разливался из динамиков над толпой людей, которые подхватили:
Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить.
С нашим атаманом не приходится тужить.
Фрагмент книги Ивана Ильичева "Жанна Бичевская"
Друзья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и комментируйте! Мы вам всегда рады!