Найти тему
ДВИЖЕНИЕ ЭКА

Почему важно внести экологическую повестку в образование?

Оглавление

Биолог Владимир Захаров рассказывает о том, почему важно внести экологическую повестку в образование, об уроках, которые нужно вынести из пандемии коронавируса, и о том, в каких направлениях «зеленой» экономики может успешно развиваться Россия.

Справка:

Владимир Михайлович Захаров — российский биолог, специалист в области популяционной биологии, член-корреспондент РАН, профессор, руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН.

— Коронавирус — это искусственно созданный вирус или появившийся естественным путем?

Сегодня на этот вопрос не может определенно ответить ни один человек. Но достаточно серьезные источники говорят о том, что не обнаруживается следов искусственного получения этого вируса. Видимо, он имеет естественное происхождение. Это единственное, что можно сказать определенно. Очень часто подобный вопрос задают профессиональным вирусологам, но он остается открытым.

Хотелось бы поставить вопрос шире, обратить внимание на необходимость изменения наших отношений с окружающим миром. Нам всем, не только России, но и всему миру, не хватает хорошего экологического образования или просто хорошего образования с основами экологии. Это, безусловно, наш бич. Дело в том, что какие-то экологические знания хранят определенные эксперты: кто-то специалист по загрязнениям, кто-то — по охране природы. Но, если у человека есть экологическое мировоззрение, представление о гармонии в мире, которую непременно надо поддерживать, он сам в своей области лучше других определит конкретные меры, которые нужно предпринять. А если такого понимания нет, если нет такого мировоззрения, тогда человек заинтересованно заниматься этим не будет.

Дело в том, что очень многие мои коллеги соглашаются с тем, что многие проблемы можно было бы легко решить, они исчезли бы сами, если бы у людей был высокий уровень экологической культуры.

— Экология должна быть новым предметом в школе?

Предмет, конечно, нужен, но вопрос надо ставить шире — о необходимости экологических представлений в системе образования в целом. Это и научное экологическое образование, и очень широкая представленность экологических аспектов во всех дисциплинах, звеньях и направлениях образования. Я не шучу. Потому что сегодня экология — это основа устойчивого развития. Устойчивое развитие — это парадигма развития человечества в целом, поэтому экология сегодня должна не только традиционно присутствовать в биологии и географии, но все общественные науки в средней школе должны строиться на экологическом императиве.

-2

— Я не помню, чтобы подобное было в моей школе в конце 90-х. С тех пор в России что-то изменилось?

У нас сейчас артикулировано практически все. И сегодня в принципе у нас есть все необходимые решения, чтобы заниматься экологическими вопросами, в том числе экологическим образованием и просвещением. Но делается у нас пока немного. С 2000-го года в стране нет обязательного предмета экологии. И это на фоне того, что все мы, включая руководство страны, говорим, что «экология — наше все» (и это действительно так, я не утрирую). В то же время мне часто приходится сталкиваться с тем, что представители разных поколений, разного уровня образования и достатка, после публичных выступлений и обсуждений отмечают, что никогда об этом всерьез не слышали и не задумывались. А откуда? Профессионально им никогда не говорили, что такое экология.

И это приводит к тому, что сегодня под экологией понимается все что угодно, но ведь экология — это наука. Это наука о взаимоотношениях организма со средой, о гармонии человека с окружающим миром. Традиционно это раздел биологии. Но сегодня, если вы скажете об этом экономистам и юристам, они с вами не согласятся. Есть профессиональные экономисты, которые считают себя экологами, потому что экология — поддержание гармонии человека с окружающим миром — лежит в основе современного экономического развития. Экологические представления сегодня должны присутствовать везде, в том числе в основе концепции устойчивого развития.

Возвращаясь к коронавирусу, я бы как эколог сказал, что это событие неприятное, но, если бы люди имели экологические знания и думали об этом, многие превентивные меры были бы предприняты. Я имею в виду, что мы заранее предпринимали бы какие-то меры в борьбе с существующими на планете проблемами.

— Например?

Например, перенаселение. В России это не так актуально при нашей обширной территории. Но многие страны имеют такую проблему. Однако у нас, я имею в виду мировое сообщество, ничего об этом не говорится. Еще когда нас было 3-3,5 млрд человек на Земле несколько десятилетий назад, все политики говорили, что нас многовато. Никто не предлагал каких-то жестких мер, но настрой общий был такой. А сейчас нас 7,5 млрд, и ни один политик этот вопрос не поднимает. Это к тому, что перенаселенные популяции особенно подвержены эпидемиям. Мы видим, что сейчас происходит на густонаселенных территориях (включая мегаполисы).

Второй экологический месседж в отношении сегодняшней эпидемии — это связь нашего здоровья с объектами живой природы. У нас остается вопрос, откуда пришел вирус? Но в принципе этот вирус (коронавирус — прим. ред.) известен для целого ряда живых организмов, кроме человека — это летучие мыши, панголины и другие. И это принципиально возможный источник заражения для человека.

Есть такое специальное направление исследований в мире — экологическая медицина. Специалисты смотрят, как здоровье человека связано со здоровьем живых существ. Сюда относится и передача каких-то инфекций от животных к человеку. Это направление не праздное, оно очень даже актуальное, и сейчас мы это видим глобально, но таких локальных ситуаций много, особенно в Африке и других тропических регионах. Живые организмы вольно или невольно из-за неаккуратного с ними обращения передают инфекции. Что из этого следует? Что нам нужно очень осторожно обращаться с объектами живой природы.

Есть международные соглашения об ограничениях в торговле дикими животными. Мне кажется, что этот бизнес категорически надо сводить к минимуму. И не только потому, что это не соответствует современным требованиям охраны природы, но и потому, что это опасно. И это урок, который мы должны вынести из пандемии, с которой сейчас столкнулись.

Присоединяйтесь к онлайн-флешмобу «Дома тоже зелено»!

Мы собрали для вас лайфхаки, как начать двигаться в сторону более экологичной и осознанной жизни в комфортном для вас ритме прямо сейчас. Знакомьтесь с материалами и делитесь ими в социальных сетях с хештегами #доматожезелено #эковики.