Сколько живет мир, столько существуют и конфликты. Судите сами: первый конфликт возник на небе между Богом и Люцифером.
В результате Люцифер был низвергнут с небес. Затем — конфликт между Богом и людьми; итог известен: изгнание из рая. А уж когда люди оказались предоставлены сами себе, конфликты стали настолько частым явлением, что даже кровное родство не могло удержать от них. (Как не вспомнить тут Каина и Авеля!)
Проблема конфликта сейчас стоит очень остро. В обществе появилось много противоречивых вопросов, поводов для разногласий, и не всегда есть умение решить их мирным путём. Поэтому так важно каждому из нас научиться конструктивно решать конфликтные вопросы.
Так что же такое конфликт? Попробуем разобраться.
В основе конфликта лежат различные интересы сторон, они служат основой конфликта и из-за них разворачиваются дальнейшие действия.
Каждая из сторон отстаивает свою точку зрения, не считаясь с противоположной.
Конфликты могут быть между двумя разными людьми, между группами людей, между государствами; могут быть семейными, религиозными, экономическими и т.д.
Конфликт можно спровоцировать, а порой он возникает спонтанно. Конфликт может быть разрушительным, а иногда приводит к положительным результатам, но это происходит в том случае, когда противоборствующие стороны станут на путь прогресса.
Структура конфликта
Любое противостояние имеет свою структуру, которая включает в себя: предмет конфликта, стороны конфликта, враждебные действия, окружение (или внешняя среда), эмоциональное восприятие конфликта.
Предмет конфликта — это та ценность, которая становится причиной разногласия.
Эта ценность может быть не обязательно материальной, она может быть социальной или духовной.
Сторонами конфликта могут быть отдельные личности, группы людей и даже государства.
Конфликтные действия направлены на то, чтобы помешать противоположной стороне добиться своей цели.
Внешние условия — это те условия, в которых разворачивается конфликт, это те социальные группы, к которым принадлежат враждебно настроенные стороны.
Эмоциальное восприятие конфликта — это те образы, которые возникают у противостоящих сторон о самом конфликте и о своей в нем роли. Эти образы не всегда отражают реальность.
Стадии развития конфликта
Конфликт развивается по своим правилам, у него есть своя динамика. Выделяют 3 стадии развития конфликта:
Первая стадия — латентный период: когда одна из сторон или обе стороны приходят к пониманию того, что их интересы ущемляются;
Вторая стадия — так называемая «эскалация конфликта» — открытое противоборство, переход к враждебным действиям;
Третья стадия — постконфликтная ситуация: выстраивание отношений на основе доверия.
Динамика конфликта должна двигаться от конфронтации к коммуникации. Тогда есть возможность разрешить враждебную ситуацию.
Очень важно вовремя обнаружить назревание конфликта и направить это развитие в такое русло, чтобы противодействие разрешилось наиболее благоприятным образом. Для этого необходимо вскрыть причину возникновения конфликта, обнаружить проблему, его породившую.
Поведение во время конфликта
Существует несколько стратегий поведения во время конфликта:
Приспособление. Человек подчиняет свои интересы тому, кто сильнее: ученик — учителю, подчиненный — начальнику и т.д.
Сопротивление. Человек отстаивает свою точку зрения, не желая понять позицию противоположной стороны.
Уклонение от конфликтной ситуации, нежелание "связываться".
Компромисс. Люди уступают друг другу в некоторых вопросах, не решив кардинальную проблему.
Сотрудничество. Принятие общей стратегии действий с учётом точки зрения оппонента.
Способы решения конфликта
Так как же решать конфликтные ситуации?
Есть несколько способов улаживать конфликты. Ну, во-первых, есть определённая тактика поведения, которая даёт возможность не провоцировать конфликты:
— Уметь слушать оппонента: это одна из норм не только бытовой, но и корпоративной культуры поведения;
— Удерживаться от грубости. Порой хамский тон провоцирует конфликт;
— Не «стучать» на коллег, уметь говорить правду в глаза;
— Быть самокритичным, не перекладывать свои ошибки на других.
Вот ещё несколько методов разрешения конфликтов:
— Извинитесь за свою несдержанность, за свои ошибки, это поможет ослабить градус враждебности;
— Выскажите и продемонстрируйте готовность искать выходы из сложившейся ситуации;
— Предложите несколько вариантов действий, говорите о деле, не переходя на личности;
— Начинайте действовать в конструктивном ключе.
Ничто так не сплачивает людей, как действия, направленные на общую цель.
Существуют особые требования также и для руководителя, который порой сам становится источником нездоровой ситуации в коллективе:
— Недопустимо переносить свои личные переживания в производственную сферу, срывать плохое настроение на подчиненных (это касается и отношений в семье);
— Руководитель должен уметь выслушивать все стороны, чтобы составить наиболее полную картину сложившейся ситуации;
— Быть в наибольшей степени объективным, отбросить личные симпатии и предпочтения .
Эти навыки необходимо развивать в себе постоянно.
Итак, окончательный вывод напрашивается сам собой: для разрешения любой конфликтной ситуации необходимо желание обеих противоборствующих сторон прийти к «общему знаменателю», иначе противостояние может затянуться на долгое время и привести к плачевным результатам.
Для тех, кто желает стать Маэстро в решении конфликтов, есть подходящая литература:
Н.В. Гришина «Психология конфликта»,
В.Пономаренко «Управление конфликтами»,
Дэвид Д. Бёрнс «Ругаться нельзя мириться. Как научиться разруливать и предотвращать конфликты».
Подводя итоги
В результате надо всегда помнить, что мы не на войне, что наша цель — не повергнуть врага, а создать такую ситуацию, которая была бы более комфортной для обеих сторон в повседневной жизни, бизнесе, семье. О том, как внедрить в свою повседневность ряд техник для управления и разрешения конфликтов можно обучиться на курсе “Управление конфликтами”.
Автор статьи: Нина Кахиани