Шо в торбi ?
Пересечение границы. Здесь намаешься вдоволь.
Очередь человек триста. Это еще немного. Пропускают по пять человек. Предъявляем паспорта у будочки для компьютерной проверки. Потом серая зона около трех километров. Мост подорван и вместо него деревянные сходни. Вниз и вверх. Как полоса препятствий. Серую зону нужно пройти как можно быстрее, чтоб не оказаться последним в аналогичной очереди уже на другом КППВ. Включается бег трусцой. Или интервальный бег вперемежку с ходьбой. У кого как получается.
Те, кому трудно идти, кто передвигается с палочками или с помощью костылей, везут за 100 гривен на самодельных колясках.
И не верится, что через несколько лет деревянных сходней не станет. Отремонтируют пролет взорванного моста. Отремонтируют дорогу. Снесут заградительные сооружения. Пустят бесплатный автобус для обычных пассажиров и электрокары для инвалидов....
На другом пропускном пункте военный спросил: «Шо в торбi?»
Я сначала не понял. Потом дошло. Мой черный матерчатый портфель через плечо действительно напоминал сумку. Да, может, он и значился сумкой при покупке. Просто, в моем воображении, торба, это крестьянская сумка из мешковины с завязочками.
И мне вспомнилась считалка из детства:
Катилася торба
С высокого горба,
В той торбе хлеб, соль, пшеница
С кем хочешь ты поделиться?
Вот куда, оказывается, прикатилась моя торба из детства через десятилетия.
В «торбе» у меня были документы. Я открыл все отделы и показал.
« Проходьте, - сказал он,- дуже змерзли?»
Я немного замялся с ответом. Он подумал, что я не понял. И спросил уже по русски: "Замерзли очень?"
«Да нет, терпимо».
Мороз был -20, да благо, что дубленку приодел. Дубленка грела. Но, наверное, нос посинел, а щеки покраснели, вот он и спросил. Но все равно от такой заботы было приятно.