Найти в Дзене

Путешествие в село Бычки Бондарского района

Деревянная церковь в Казывани осталась в сердце как чудо. Интернет-источники помогли узнать, что в Бондарском районе у неё есть сёстры: Никольская церковь в с. Городище и Предтеченская - в с. Большое Никольское.

Эти старинные поселения находятся рядом с живописным селом Кривополянье на берегу реки Кёрши. Туда мы и отправились воскресным утром.

На въезде в село Бычки. Из 600 домов жилых осталось 6.
На въезде в село Бычки. Из 600 домов жилых осталось 6.

Искать городищенскую церковь следовало рядом с заброшенным (как сообщают тревел-блогеры) селом Бычки. Его мы тоже заодно решили посмотреть. На повороте в Городище спросили дорогу у голубоглазого дедушки, который представился дядей Васей.

- А давайте я с вами доеду до кладбища! У нас там два дня назад обелиск поставили. По дороге и место, где церковь была, покажу. Без меня не найдёте.

Дядя Вася ждал у дороги Володю. "Чтобы спросить". Когда должен был появиться Володя, он точно не знал, но других дел, у него на сегодня, наверное, не было. Спасибо ему за доброту: без него бы точно заехали в болото!

Это река Кёрша. Она заросла. Рядом с ней есть запруды, по которым, как мы поняли, ездит на большой машине сын одного из сельчан.
Это река Кёрша. Она заросла. Рядом с ней есть запруды, по которым, как мы поняли, ездит на большой машине сын одного из сельчан.

Про болота дядя Вася сказал так: "Развлечение вот у Витьки. Заедет в какую лужу и возится там. Много их иногда приезжает, все на больших машинах. Уж не знаю, что это за занятия. "Где Витька? - спрошу, бывает, у его отца". "А там, где грязь, - говорит. - Где грязь, там и он".

Едем по дороге через поле, которое недавно было селом. Трава расступается и шелестит. Дядя Вася взмахивает руками направо, налево:

-Тут школа была, у церкви. Вот он только крест один на этом месте, самой-то её давно нет. А тут магазин стоял хороший. Тут вот жили, и тут, и тут...

По спине бегут мурашки. Для него они ещё живы, а мы видим только траву, да кое-где - покосившиеся крыши:

-3

Местность здесь овражистая, "кривая". Название села, вероятно, происходит от рязанского диалектизма, означающего "овраг, балка". Зато с холмов открываются дивные виды, а в духмяном разнотравье светло и лучисто дышат колокольчики, ромашки, "часики".

-4

Наконец, подъезжаем к кладбищу. Навстречу сразу выходят женщины. Это жительницы села на несколько дней приехали проведать родину. Нам повезло: обелиск установили 12 июня, и почти все, кто мог, собрались здесь.

На фронт ушло более 1000 человек, вернулось - 400.
На фронт ушло более 1000 человек, вернулось - 400.

Установка обелиска - большой праздник. Те, кто жил здесь, лежат теперь неподалёку, на сельском кладбище. А у оставшихся сельчан есть повод каждый год собираться у обелиска 12-го июня. Они решили сделать этот день днём села Бычки. Вот такой - свой собственный - День России.

Дядя Вася и женщина по имени Наталья согласились сфотографироваться.

Говорим, что они похожи. Отвечают: "Мы тут все родные, всё село. Жили всегда, как одна семья".
Говорим, что они похожи. Отвечают: "Мы тут все родные, всё село. Жили всегда, как одна семья".

Первый вопрос в деревне: "А вы чьи?". Когда мы сказали, что в Бондарском районе родни у нас нет, как будто бы удивились.

Увы, нас ждало разочарование: от городищенской деревянной церкви (одной из самых древних на Тамбовской земле) ничего не осталось. Два года назад её остатки сгорели вместе с частью домов.

На соборах.ру она выглядела вот так:

Фото Алексея Ряшенцева
Фото Алексея Ряшенцева

Зато нам подсказали дорогу на Большое Никольское. Заверили, что там храм ещё стоит. По чудесному стечению обстоятельств, здесь же мы познакомились с краеведом Алексеем Николаевичем Милосердовым, уроженцем села Пахотный Угол. Привезли из поездки его книгу о сёлах Бондарского района, написанную на материалах РГАДА. Будем ссылаться на его труд.

Что же касается моста, который, по сведениям двухлетней давности, был сломан, то вот он. На машине мы проехали по нему спокойно.

-8

В каждое такое место хочется вернуться. Приезжаешь домой и думаешь: "А что я тут делаю?"... Там вся земля - от реки до первых домов - кудрявится земляничными листьями. Птицы поют так, что три дня потом слушаешь их голоса у себя внутри. Запахи трав стоят такие, будто в воздухе размешали мёд деревянной бондарской ложкой...

В этот серенький день фотографии не смогли передать теплоту пейзажа, чувство простора, шири, доброты.

И хочется тоже стать лучше. Ведь стыдно будет, если, как про Витьку, скажут потом: "Где грязь - там и они".

-9

Верю и знаю, несмотря ни на что, люди сюда вернутся. Не сейчас, не скоро, но вернутся.