Несмотря на относительную ясность финала, экранизация романа Гиллиан Флинн оставляет у зрителей много вопросов. Например, что я вообще сейчас посмотрел?
На самом деле, концовку фильма любой меломан мог понять еще в его начале. Единственная песня, звучащая в ленте, кроме оригинального саундтрека, появляется еще в первом акте. Ник Данн отвозит своего отца в дом престарелых, слушая в машине легендарный хит группы Blue Öyster Cult – (Don’t Fear) The Reaper. Сама песня до сих пор вызывает споры у критиков: кто-то считает, что ее текст посвящен смерти, однако ее создатели утверждают, что она о вечной любви. В нашем случае, обе версии звучат очень подходяще.
Итак, да, Ник и Эми будут любить друг друга и умрут в один день (уверена, об этом женушка точно позаботится). Но почему? А главное, зачем Ник так нужен Эми?
Ну, во-первых, нам не зря показали двух бывших ухажеров женщины. Оба, как и Ник, вошли в ее жизнь на особых условиях: но первый совершенно не хотел стараться, а второй старался слишком сильно. Именно поэтому Эми «сливает» Томми, оставляя прощальный подарок – сломанную жизнь, а Дейзи продолжает держаться на ее крючке на случай, если пригодится. В то же время, простоватый Ник играл по правилам этой игры, более того, ему это даже нравилось (не зря его жена сказала, что именно она делает его тем, кем он хочет быть), но при этом остается собой (в определенной, установленной Эми допустимой мере).
Во-вторых, Финчер, в связи с нехваткой хронометража, не смог полностью раскрыть историю героини. Причиной достаточно странных отношений с родителями является не только конкуренция с воображаемой идеальной дочерью из серии романов под их авторством. Женщина была слишком долгожданным ребенком в семье: до нее мать перенесла очень много выкидышей, все были девочками, крещенным под именем Хоуп (Надежда). Это соперничество сыграло в становлении жены Ника Данна еще большую роль, чем литературный двойник. Супер Эми существует хотя бы на страницах книги, мертвые сестры же навсегда останутся одаренными недостижимой родительской любовью: они непогрешимы априори, не могут разочаровать и их всегда жалеют. Именно поэтому героиня с бешеным инстинктом выживания так хотела покончить с собой после того, как подставила мужа – чтобы заслужить ту безусловную любовь, которой всегда завидовала. Но заслужит она ее живой, точнее, уже заслужила, и это любовь мужа.
Но нужна ли Эми Нику? Еще больше, чем он ей. Его детство тоже частично осталось за кадром. Тот самый отец, который, кажется, существует в сюжете только для того, чтобы в его доме была спрятана подсказка, на самом деле очень жестокий человек, сломавший жизни своим детям не только своим уходом из семьи. Бедняжка Марго, сестра героя, несмотря на всю свою внешнюю привлекательность (ярко подчеркнутую в романе Гиллиан Флинн), так и не смогла построить свои отношения с мужчинами из-за жестокого отца-женоненавистника. Матери близнецов Даннов доставалось от тирана еще больше, а Ник должен был играть роль защитника женщин. Тем не менее, при всем показном героизме, парню было гораздо комфортнее прятаться за маминой юбкой, и эта модель поведения осталась в нем. Нужно ли говорить, что Эми старше мужа на несколько лет, и это не просто интересный факт.
Более того, из детства происходит и подсознательное безумное желание Ника нравится всем. А мы уже выяснили, что лучше его делает только Эми.
Ну и, конечно же, ребенок. Да, это еще одна причина, по которой герой никогда не уйдет от жены. Ник очень хотел детей, и еще больше – быть им хорошим отцом, вопреки своему. Но и когда ребенок вырастет, мужчина будет там же, где и был – в объятиях Эми. Хорошее ли детство будет у отпрыска Даннов? Просто отличное. Для женщины очень важна идеальность семьи не только на публике, но и дома, и это – основное условие их «долго и счастливо». А если что-то пойдет не так, то, конечно, «не очень долго и не так уж счастливо» Эми организует. Опыт есть.
Но все пойдет так. И не из-за страха мужа перед женой, он ее не боится. Он сделал свой выбор и о нем не пожалеет, ведь ему куда важнее любить себя, чем любить ту, с которой он живет. А теперь он может продолжать строить из себя героя, жертвующего собой ради ребенка, но все же прятаться за юбкой, что ему, как мы уже выяснили, вполне комфортно.
И если весь фильм о том, какая же сумасшедшая Эми, то концовка как раз про сумасшествие Ника. Официально: два сапога – пара, и может, это даже и неплохо. Но вот если мини-Данн поймет, что за люди его родители, ему придется прописаться у психолога, это точно.