Найти тему
С Богом по жизни

Ритуал и понимание в Ветхом Завете

Оглавление

Считая, что акт крещения не имеет природной силы или способности снимать грехи, многие рассматривают его, как церемонию или ритуал, не более того. Чтобы правильно определить природу крещения, необходимо, прежде всего, задать вопрос: “Находим ли мы в Ветхом или Новом Заветах требование выполнения какого-либо действия, влияющего на наши отношения с Богом, которое, при этом, было бы просто церемонией, таинством или ритуалом, не преследующим определенной цели?” Вообще, принимает ли Бог какое-либо действие ради самого действия, независимо от того, что в сердце человека?

Не все действия, выражающие веру в Бога, основываются на одних и тех же принципах. Для того, чтобы человек был угоден Богу или получил благословение Божье, требуется выполнение, по меньшей мере, пяти принципов:

(1) Благословение может даваться, исходя из веры человека, без каких-либо действий, совершенных им ради того, чтобы заслужить его.

(2) Благословение может даваться, исходя из веры, требующей слепого послушания, т.е. на основании действия, лишенного понимания или веры в то, что последует благословение.

(3) Благословение может даваться, исходя из веры плюс действия, которым достигается получение благословения.

(4) Благословение может даваться, исходя из веры плюс действия, которое, само по себе, не может привести к получению блага. Такое действие может не иметь очевидной связи с благословением, на которое человек надеется, но оно просто выполняется благодаря вере в то, что Бог даст это благо.

(5) Благословение, или исполнение обещанного, может быть дано другим, а не тому, у которого есть вера.

Четыре из пяти указанных принципов (за исключением слепого послушания), так или иначе, основаны на вере в то, что благословение будет получено. Однако, понимание и действие, необходимое для того, чтобы угодить Богу и получить благословение, могут быть различными в зависимости от требований Бога. Рассмотрим некоторые библейские примеры:

(1) Вера человека без каких-либо действий, совершенных им ради того, чтобы заслужить благословение

Случай из жизни Авраама дает нам такой пример благословения на основе веры, а не личных заслуг. Бог сказал Аврааму, что потомков его будет столько, сколько звезд на небе. “Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность” (Быт. 15:6). В этом случае Бог не требовал от Авраама каких-либо действий, а посчитал его праведным, основываясь на его вере.

(2) Слепое послушание

Примером слепого послушания может служить 4 Цар. 13:14-19. Елисей велел царю Иоасу открыть окно и выстрелить на восток. Иоас выстрелил, и Елисей сказал: “Эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке в конец” (4 Цар. 13:17). Затем Елисей велел царю Иоасу взять стрелы и бить ими по земле. Иоас ударил по земле три раза. Елисей сказал ему: “Надобно было бы бить пять или шесть раз; тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян” (4 Цар. 13:19).

Действия Иоаса являются примером не веры в благословение Божье, а слепого послушания. Елисей мог бы сообщить Иоасу о цели его выстрела из лука и ударов о землю, тогда бы действия Иоаса были проявлением веры в благословение от Бога, и Бог тогда бы выполнял Свое обещание дать ему победу в случае его послушания. Поскольку же он не был информирован и по этой причине не мог понимать, что получит благословение, если будет послушен Богу, он не мог иметь веру в то, что Бог вознаградит его за его действия. Его действия были результатом слепого послушания.

(3) Вера и действие, которым достигается получение благословения

Примером веры, которая побуждает людей действовать в целях достижения блага, может служить строительство Ноем ковчега. Ной мог понимать связь между строительством ковчега и спасением своей семьи от надвигающегося потопа, но он не мог бы знать о том, что надо строить ковчег для спасения своей семьи от потопа, если бы Бог не открыл этого ему. Он должен был верить в Бога и в то, что потоп грядет, и эта вера должна была стать побудительной причиной строительства ковчега, который мог спасти его самого, его семью и много других живых существ. Его вера подтолкнула его к действию, которым было достигнуто благо: спасение его самого и других. Бог не строил ковчега и не направлял его к спасению. Строительство ковчега было делом Ноя, а на плаву его держали воды потопа.

(4) Вера и действие, которое не может привести к получению блага

Вера, которая получает, предполагает благословение, данное человеку, который верит в Бога, но понимает, что его действия не связаны логически с обещанным благословением. Хорошим примером этому может служить тот эпизод, когда мужи Израиля обходили вокруг стен Иерихона. Они не только верили, что Бог разрушит стены, но они также должны были обойти вокруг этих стен в знак веры, не видя при этом никакой связи между своим действием и желаемыми результатами.

В подобных случаях верующий знает, что своими действиями не может достичь благословения, поэтому он действует по вере в Бога, чтобы получить то, чего Бог пообещал достичь за него. Когда требуется такое проявление веры, человеку надо осознавать обещанное благословение, в противном случае он будет действовать только по слепому послушанию. Он может не знать, как Бог сделает это или почему от него требуется действовать так и не иначе, но он должен понимать, что требуется от него и что обещано ему, прежде чем он сможет действовать с верой в то, что Бог исполнит данное обещание. Если человек не предпринимает определенных действий, чтобы получить обещанное, тогда эти действия не связаны с данным обещанием и, следовательно, не являются проявлением веры в того, кто дал такое обещание.

(5) Вера, которая приносит благо другим

Бог обещал Аврааму, Исааку и Иакову, что их потомкам будет отдана земля Ханаанская (Быт. 12:7; 26:3; 35:12). Они верили в то, что Бог выполнит Свое обещание, несмотря на то, что это благословение должны были получить другие. “Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле” (Евр. 11:13).

В Послании к Евреям есть и другие примеры веры в благо, которое получат другие: “Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих” (Евр. 11:20-22). У этих людей была вера в благословения, которые придут не к ним, но будут даны другим.

ПРИМЕРЫ ВЕРЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Евр. 11 даны примеры людей из Ветхого Завета, которые были благословлены благодаря их вере. Независимо от получаемого благословения в этих примерах можно найти следующие элементы: (1) утверждение или заповедь от Бога, (2) понимание того, что сказал Бог, (3) невидимый элемент со стороны человека, (4) принятие человеком Слова Божьего и (5) соответствующее действие, выполняемое человеком, если таковое требуется. Ни в одном случае вера не требовала выполнения действия в порядке слепого послушания, то есть действия без веры и без понимания связанного с этим действием обещания.

Авель

“Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин...” (Евр. 11:4). Относительно того, чем жертва Авеля была лучше той, что принес Каин, задавалось множество вопросов.

Некоторые считают, что проблема состояла в отношении, а не в характере жертвы. В отрывке, однако, утверждается, что разница состояла в жертве: Авель предлагал “жертву лучшую”, нежели Каин. Другие указывают на то, что закон позволял приносить такого рода жертву, какую предложил Каин: хлебное приношение с поля (Лев. 2:1-16). Возможно, и так, но были ли угодны такие жертвоприношения до того, как был дан закон?

Принесение в жертву скота (исключением была лишь жертва Каина) было единственным известным видом жертвоприношений до того, как был дан закон. Покинув ковчег, Ной “взял из всякого скота чистого, и из всех птиц чистых, и принес на всесожжение на жертвенник” (Быт. 8:20). Авраам предложил в жертву барана (Быт. 22:13). Замечание Исаака, когда они с Авраамом отправились к месту для приношений, свидетельствует о том, что в жертву обычно приносили скот: “...Где же агнец для всесожжения?” (Быт. 22:7). Моисей сказал фараону, что Израилю нужны стада для жертвоприношений (Исх. 10:26). В других местах упоминаются жертвоприношения, но не говорится о том, что предлагалось в качестве жертвы (Быт. 31:54; 46:1; Иов 1:5).

Тот факт, что жертвоприношения скотом были единственным видом приношений до того, как был дан закон, указывает на то, что Бог повелел приносить в жертву животных. Верой в открытую волю Божью (см. Рим. 10:17) Авель предложил жертву, угодную Богу, а Каин, по собственному произволу, совершил жертвоприношение, которое не было актом послушания Богу.

Поскольку Авель предложил свою жертву по вере, его приношение не было актом слепого послушания. Либо это было сделано с целью поклонения Богу, что наиболее вероятно, либо это была жертва за грех.

Ной

Ной является примером человека, действовавшего по вере, а не по слепому послушанию. Будучи предупрежден Богом, он знал, зачем он строит ковчег (Быт. 6:13-22). Он верил в то, что Бог сказал ему о надвигающемся потопе и о сохранении его семьи путем постройки ковчега. Он строил ковчег с определенной целью: спасти себя, свою семью, любого, кто взойдет к нему на борт, а также всякую живую тварь. Если бы он строил ковчег по повелению Божию, но делал бы это просто для того, чтобы жить в нем, а не готовиться к потопу, то Бог бы знал, что он действует с неверной целью, и несомненно не принял бы его действий.

Авраам

Авраам представляет еще один пример того, кто действовал по вере, а не по слепому послушанию. Хотя ему не нужно было знать о конечном пункте своего путешествия, поскольку Бог указывал ему путь (Быт. 12:1-4), он верил в то, что Бог выполнит Свое обещание и благословит его, создав из его семени великий народ, если он пойдет туда, куда велит Бог. Он понимал и верил в то, что ему обещал Бог. Если бы Бог не сказал ему, что делать по выходе из земли предков, или бы лишь велел ему выйти из своей земли, то его действия носили бы характер слепого послушания. Но так как он понимал, то он действовал по вере в обещание Божье.

Если бы Авраам пошел ради того, чтобы стать богатым и всесильным, чтобы уйти от родных, чтобы испытать дух приключений, или по какой- либо другой причине, то мотивы его были бы неверными. Конечно же, Бог не вознаградил бы такой его поступок, ибо Бог, который читает в сердце, знал бы, что Авраам пошел по неверной причине, без веры в то, что Он выполнит Свое обещание.

Иисус Навин и Израиль

“Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении” (Евр. 11:30). Израильтяне действовали не по слепому послушанию, но потому, что знали Божье обещание и верили, что стены падут, если они обойдут вокруг них (Иис. Н. 6:15). Если бы Бог велел им обойти стены, но не сказал, что Он сделает, если они выполнят Его повеление, то их действия основывались бы только на слепом повиновении, а не на вере в то, что Бог разрушит стены.

Этот пример показывает нам разницу между действием, направленным на достижение благословения, и действием ради получения его. Если бы Израиль взял тараны и разбил стены, то это было бы действием, направленным на достижение благословения. Они же действовали по вере, не видя связи между их действиями и желаемым результатом. Они пошли вокруг стен для того, чтобы получить благословение, веря, что Бог Сам их разрушит. Они возлагали свою веру на Бога, а не на собственные действия.

Иисусу Навину и Израилю не надо было понимать, почему Бог предпочел, чтобы они обходили стены, кричали и трубили в бараньи рога. Однако, чтобы иметь веру, они нуждались в понимании того, что Бог пообещал им разрушить стены. Если бы они действовали без понимания Божьего обещания или бы маршировали по какой-либо другой причине (например, ради упражнения или обучения маршу), они бы действовали не по вере в то, что Бог разрушит стены. Бог, Которому открыты все сердца, знал бы, что они маршировали не по вере в Него. Если бы они обходили стены, но не ради получения обещанного, тогда бы их действие не имело отношения к обещанию, и, следовательно, не могло быть актом веры в Бога и выполнение Им обещания на основании их действий. Поскольку Бог разрушил стены благодаря их вере в то, что Он сделает так, можно сделать вывод, что, если бы они обходили эти стены без такой веры, то Бог бы не разрушил их.

В Евр. 11 можно найти и другие примеры веры, но приведенных достаточно, чтобы показать следующее:

(1) Когда Бог, чтобы дать благословение, требовал веры в Себя, для получения этого благословения необходимо было нечто большее, чем слепое послушание.

(2) Те, кто возлагал свою веру на Бога, не всегда видели связь между требуемым действием и благословением, но они понимали, что у них есть Божье обещание при условии, что они это действие совершат.

(3) Иногда вера требовала действия, выполнив которое, человек сам достигал поставленной цели.

(4) Иногда вера требовала действия, выполнив которое, человек получал от Бога награду, но которое, само по себе, не вело к достижению цели.

(5) Бог требовал веры, которая побуждала действовать на основании Его обещания сдержать Свое Слово.

НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ

В Ветхом Завете тот, кто совершал жертвоприношение, не только понимал, какую жертву ему следует принести, он также понимал и особое назначение, или цель такой жертвы.

В Израиле существовало много разных жертвоприношений, и цель их была различной. Они делились, как минимум, на пять категорий: (1) всесожжение (Лев. 1); (2) хлебное приношение (Лев. 2); (3) мирная жертва (Лев. 3); (4) жертва за грех (Лев. 4); (5) жертва повинности (Лев. 5). Другие приношения делались по особым случаям, в частности, при сборе первых плодов, рождении ребенка, излечении от болезни и посвящении в священники. Каждое приношение было определенного типа, и у каждого было свое особое назначение.

Цель приношения имела огромное значение: ее обязательно следовало указывать. Человек, согрешивший непреднамеренно, должен был принести животное “за грех свой, которым он согрешил” (Лев. 4:28). Он мог приносить жертвы по другим причинам, но что касается жертвы за грех, то он должен был принести ее за грех, который он совершил. Жертвоприношения просто потому, что Бог так велел, было бы недостаточно. Жертва должна была быть принесена за совершенный грех. Приносящий жертву, но не по той причине, по какой бы следовало, как бы слушался Бога, делая приношение, но, при этом, и не слушался Его, ибо причина его жертвы была неверной.

СЕРДЦЕ И ЖЕРТВА

Другим важным моментом является отношение приносящего жертву. Бог повелел совершать жертвоприношение не ради соблюдения пустого ритуала или обряда, не как акт простого послушания. Очевидно, Бог ожидал от тех, кто делал приношения и жертвы, понимания их значения и цели. Те, кто не понимал и внутренне не участвовал в совершаемом, оставались глухи к тому, чего хотел Бог.

Богу не нужна была просто жертва, но смиренный дух и сокрушенное сердце в том, кто принес эту жертву.

«Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь» (Пс. 50:18, 19).

Всякий человек с мягким сердцем будет испытывать внутреннюю боль, убивая невинное животное, ибо осознает, что оно умирает только потому, что он согрешил. Таким образом, у него появится причина изменить свой образ жизни. В Библии есть много мест, которые учат тому, что Богу не угодны жертвоприношения ради самих жертвоприношений, напротив, желаемой жертвой для Него является та, что приносится с верным пониманием ее назначения и правильным отношением сердца (Пс. 39:7-9; 50:18, 19; Ис. 1:10—14; 66:3; Иер. 6:19, 20; 7:22, 23; Ос. 6:6; Ам. 5:21—24; Мих. 6:6—8).

“Ты возлюбил истину в сердце...” (Пс. 50:8). Жертва от сердца с внутренним осознанием истины - вот, чего хочет Бог (Прит. 16:2; 21:2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Назначение действия было такой же частью веры и послушания, как и само действие. Человек, совершающий правильное действие с неверной целью, точно так же не покорен воле Божьей, как и человек, который совершает неверное действие или не выполняет никаких действий вообще.

В некоторых случаях Бог требовал слепого повиновения, но обычно Он требовал веры в то, что Он выполнит данное обещание. Такая вера требовала не только правильных действий, но также понимания Божьей воли, уверенности в том, что Бог исполнит обещанное, а также правильных намерений и отношения сердца.

Проповеди на разные темы | С Богом по жизни | Дзен