Найти тему
Дневники хостельера

Можно ли делать бизнес с друзьями?

Сейчас я все больше наблюдаю молодых, креативных и полных энтузиазма ребят, которые решают организовывать совместный бизнес. И что происходи через год?

Они сдуваются, как шарики. Ругаются из-за прибыли или ее отсутствия. Ссорятся из-за того, кто больше сил и энергии вложил в проект.

И в основном новое поколение Y (тем кому меньше 30) очень быстро теряет интерес ко всему. Не было у вас такого ощущения?

Они быстро загораются и быстро остывают. А если еще и нет мотивации или денежной компенсации за свой труд, то они просто встают и уходят.

На мой взгляд, делать бизнес с друзьями категорически нельзя, просто потому что вы перестанете быть друзьями.

Как сказал Рокфеллер: "Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружбе".

И в этом он абсолютно прав.

По моему собственному опыту я потеряла подругу только потому, что мы решили сделать совместный бизнес. Но бизнес не пошел. В результате чего мы просто разругались, обвиняя друг друга в некомпетентности, в отсутствии вовлеченности и плохих результатах. Я очень сильно жалею об этом, так как несмотря на плохое партнерство, подругой она была хорошей.

Мой опыт подтвердился опытом еще двух дам, которые захотели сделать совместный хостел. И вот одна голова тянула в одну сторону, а другая в другую. Одна была авторитарна в своих решения и принимала их единолично, другая - обижалась и хотела равноправия. К чему это привело - к разрушению бизнес модели и продаже бизнеса.

К сожалению или к счастью, управление любой компанией всегда должно быть единоличным. И как бы тяжело не было принимать решения, руководить, формировать политику компании, всегда должен быть один лидер, один направляющий. Все остальные должны быть исключительно сотрудниками, нанятыми тобою людьми. Это касается любого бизнеса, как микро, так и макро.

Вы спросите, а как же ОАО, где решения принимаются Советом директоров и акционерами. Все это последствия решения о создании компании одним человеком. Потом он уже привлекает других акционеров в компанию, но это часть его единоличной стратегии. Это как раз те люди, которые создаются вокруг тебя в результате бизнеса, а не для него.

Однако, хочу заметить другую интересную особенность: бизнес, рожденный на родственных или семейных связях, наоборот имеет очень высокую степень выживаемости и успешности.

В мире огромное множество примеров семейных корпораций, основанных на тесных, сплоченных и замкнутых союзах.

Чем объясняется такой феномен: почему друзья не могут создавать бизнес, а родственники могут. Тем, что семейное дело - это то, что относится к твоему роду, это деньги твоей семьи, значит, это все твои деньги, значит весь бизнес принадлежит тебе и его не надо ни с кем делить. Это психологическая обманка. Друг же, хоть он и друг, и партнер, все равно рано или поздно становится для тебя конкурентом или раздражающим фактором, любая критика в этих отношениях вызывает более глубокую обиду и даже личное оскорбление, и рано или поздно встает вопрос о деньгах и разделе бизнеса.

Должен ли в семейном бизнесе быть лидер - конечно! Как в любом бизнесе. Но опять же в семье это лидерство неоспоримо, поэтому это имеет право на жизнь.

Да прибудет с нами прибыль.