Найти тему
Good Old Nerpach

Современную литературу придумали 2 века назад. И она почти сразу умерла вместе с автором. Как так получилось?

Маститые авторы как один говорят: "главное - авторская идея", судачат про "воровство у автора", сравнивают деривативные (производные от чего-то) тексты с приставанием к чужому мужу. Так считает и Джордж Мартин, и Робин Хобб.

При этом люди предпочитают не думать про то, что до 19 века индивидуальность автора никого не интересовала. В древности в большинстве жанров позволялось только пересказывать мифы и предания, которые были для авторов и читателей правдой. Вымысел мог существовать только в низких жанрах, и то не поощрялся. Ещё Аристотель выделял в искусстве узнаваемость - люди приходили в античный театр за знакомыми сакральными сюжетами.

По меркам современности Шекспир писал фанфики. Правда они оказались намного лучше оригиналов.
По меркам современности Шекспир писал фанфики. Правда они оказались намного лучше оригиналов.

Средневековая развлекательная литература - по большей части переложения античных романов, валлийских сюжетов о короле Артуре, преданий об Александре Македонском, вольные пересказы исторических эпизодов. Японская и китайская традиции вообще построены на многослойных отсылках и цитировании. Знаменитые китайские романы в Японии породили целый "фанфикшн"-жанр ёмихон, а мифы "Кодзики", эпизоды "Романа о Гэндзи" или "Повести о доме Тайра" японские писатели и сценаристы используют до сих пор.

Европейское Новое время уже благосклонно относится к художественному вымыслу, но в мейнстриме высокой литературы до 19 века все ещё были античные, библейские и средневековые сюжеты. Читатели и зрители с восторгом принимали оперу Генделя про Иисуса Навина, пьесы Шекспира по сюжетам Саксона Грамматика и Джиральди Чинтио. "Ромео и Джульетта" - вообще переложение с множеством итераций (от "Метаморфоз" через новеллы Маттео Банделло и поэму Артура Брука).

И тут приходит романтизм с его культом индивида и индивидуальности. Авторы-романтики, правда, ещё пишут по готовым сюжетам (особенно в рамках идеи строительства национальных культур в противовес классицизму). Идущий за ним реализм окончательно вознёс на пьедестал авторские идеи и автора как субъекта творчества. Начали ценить не только узнаваемость, но и оригинальность, воображение.

Однако и тут очень долго сохранялась инерция предыдущих эпох. Параллельно существовал поток литературы вроде готических романов, где продолжали пересказывать и переписывать знакомые сюжеты. Эпоха модернизма вернула интерес к тем же мифам.

Авторское право в его современном виде появилось только с начала 20 века. До этого поэты и писатели могли даже соревноваться, кто лучше напишет на один и тот же сюжет. В японской поэзии существовал жанр "хонка-дори", в котором надо было написать переложение классического стиха, как бы ведя диалог со старинным поэтом.

Ролан Барт хоронит автора
Ролан Барт хоронит автора

А сейчас, в эпоху постмодернизма, рассуждения Робин Хобб и Джорджа Мартина вообще выглядят более чем странно и даже анахронично. Алё, про смерть Автора Барт написал ещё тогда, когда эти авторы ещё не начали литературную карьеру. Литература, как и другие явления, в рамках постмодерна воспринимается как интертекст, как и в глубокой древности. Универсальные сюжеты, переплетение образов и аллюзий, постоянный диалог авторов (которые скорее собиратели и конструкторы текстов, чем творцы с нуля).

Многие проявления копирайта вообще дики (например, запрет на цитирование текстов песен). Именно копирайт перенес дискуссию о деривативах в имущественную плоскость "кражи и кредита" даже в некоммерческом контексте.

Из одного Саксона Грамматика выросли как "Гамлет" с его многочисленными подражаниями, так и сериал "Викинги". "Роман о Гэндзи" и легенда об Абэ-но Сэймэе продолжили существование в виде манги. Выступаю ли я против оригинальности в литературе? Ни в коем случае. Скорее считаю, что оригинальность текста не имеет прямого отношения к его качеству. "Оригинальные" произведения МТА про попаданца в кишечную палочку или прекрасную эльфийку Электродрель ничуть не перспективнее, чем их же фанфики про пылкую страсть Губки Боба и Планктона.

Источник: https://tgmsg.ru/grimbright