В первой статье о “Трюкаче” мы вспомнили о создателях великого фильма. Сегодня расскажу о странной истории с прокатом ленты в США и поделюсь интересными фактами о картине.
Ричард Раш выкупил сценарий “Трюкача” у студии Columbia Pictures в 1971 году, но не мог приступить к съемкам из-за отсутствия финансирования. Только в 1978 году фильм был снят независимой киностудией Melvin Simon Productions. После окончания съемок фильм пролежал на полке больше полутора лет. Дистрибьюторские компании не верили в успех первой мультижанровой картины. В марте 1980 года “Трюкач” с триумфом взял Гран-При кинофестиваля в Монреале, только после этого права на прокат приобрела студия 20th Century Fox. Премьера фильма состоялась 27 июня 1980 года в Сиэтле.
Питер О’Тул в аудио-комментарии к выходу “Трюкача” на DVD: "Фильм не был выпущен. Он сбежал..."
Прокат стартовал без предварительной рекламной подготовки. Показ ограничился одним кинотеатром в Сиэтле и девятью в Лос-Анджелесе. После восторженного приема зрителями и благосклонных отзывов кинокритиков, после того как “Трюкач” получил три номинации на Оскар и пять на Золотой Глобус, 20th Century Fox расширила национальный прокат до 200 экранов. Картина с бюджетом в (смешные сегодня) $3,5 млн., собрала в кинотеатрах США $7,068 млн. и едва окупилась.
В некоторых странах в провокационном слогане “Трюкача”: “If God could do the things that we can do, he'd be a happy man...” (Если бы Бог мог делать то, что можем мы, он был бы счастливым человеком...), слово the things, заменили на прямолинейное the tricks (трюки).
Режиссёрская версия “Трюкача” имеет продолжительность 150 минут, прокатная короче на 20 минут. В СССР фильм сократили еще на несколько минут и для усиления социальной направленности переставили местами несколько эпизодов. В советском прокате “Трюкач” появился в июле 1982 года и мгновенно получил культовую популярность. Только в первые год картину посмотрели более 23 миллионов зрителей.
Критики сделали акцент на преследовании американской полиции ветерана войны и называли фильм "социальным памфлетом, судьбе "маленького человека" в предлагаемых обстоятельствах".
Слоган фильма “Трюкач” в советском прокате: “Ему нечего терять, кроме своей жизни…”
И еще несколько интересных фактов о любимом фильме.
В сценарии изменили имена многих главных героев, но не Кэмерона. Его "киношная" фамилия Cameron / Camera on обыгрывается в сцене побега героя в финале картины. Режиссер Готшалк (Служение Богу) из романа Бродерика, в фильме Раша сам стал Богом – Илаем Кроссом. Имя Eli/ Илай переводится с иврита как Бог, фамилия Cross / Кросс английское слово Крест. Фильм о Первой мировой войне, на съемках которого происходит действие “Трюкача”, называется “Дьявольская эскадрилья”.
Питер О'Тул, исполнитель роли Илая, долго не мог определиться с стилем одежды для своего персонажа. Ричард Раш посоветовал ему подобрать вещи, которые были бы похожи на одежду из гардероба самого Раша. Манеру поведения и пластику Илая О’Тул скопировал у двух режиссеров-классиков: Джона Хьюстона (“Мальтийский сокол”, “Африканская королева”) и Дэвида Лина (“Лоуренс Аравийский”, “Доктор Живаго”).
Большая часть съемок “Трюкача” проводилась в г. Сан-Диего, Калифорния в отеле “Дель Коронадо”. Этот же приморский отель мы видели в комедии “В джазе только девушки”.
Автомобиль, который в фильме называют “Дюзенберг”, изготовлен специально для съемок на основе трех автомобилей: непосредственно Duesenberg Model A, Mercedes Benz 770 и Rolls Royce. В начале картины за рулем этого автомобиля погибает каскадер Бёрт. Исполнил эпизодическую роль Майкл Рэйлсбек, родной брат Стива Рейлсбэка.
“Трюкач” вошел в число фильмов, рекомендованных для просмотра преподавателями ВГИКа. Педагоги не ошиблись. Проверено на себе. В студенческие годы, мы с друзьями не раз сбегали с занятий ради этого фильма. За время учебы я посмотрел "Трюкача" больше 20 раз. Не жалею. Оно того стоило
Смотрим, слушаем, наслаждаемся вместе.
Благодарны вам за лайки и комментарии! Узнавайте новое о старых фильмах. Подписывайтесь на канал “Киностальгия”.