2,6K подписчиков

«Выигрыш одинокого коммерсанта». Советская кинопропаганда, которую стоит посмотреть - 4

178 прочитали

Этот фильм, наверное, не многим придёт на ум, когда прозвучит словосочетание «советская пропаганда». Действительно, сюжет его, вроде бы, далёк от политики, а персонажи достаточно обаятельны. Но нужно помнить – в СССР почти не было фильмов про заграничную жизнь, которые бы тайно или явно не давили в одну и ту же точку «ТАМ – всё плохо, а вот в СССР – райские кущи». И даже если вторая часть (про СССР) опускалась, а «ТАМ» относилось не к какой-то совсем уж загнивающей капстране, правило действовало за совсем уж редчайшими исключениями. Итак…

Мальчик в колодце

«Выигрыш одинокого коммерсанта» - сатирическая трагикомедия, вышедшая на советские киноэкраны в 1984-м году. В некоем латиноамериканском государстве (да-да, советская кинопропаганда дюже любила этот регион в 80-ые – смотрите «Медного ангела» и «Кентавров») происходит страшное происшествие. В глубокий колодец случайно падает 11-летний мальчик. Сам он вылезти не может, а спустить за ним спасателей нельзя в силу ветхости колодезных стенок.

Персонаж Юрского прислушивается к усиленным техникой всхлипываниям ребенка в колодце
Персонаж Юрского прислушивается к усиленным техникой всхлипываниям ребенка в колодце

История с мальчиком в колодце шумит на всю страну. А где шумиха, там делаются деньги. И вот уже к колодцу слетаются журналисты и рекламщики. Вместе со всей страной за судьбой несчастного мальчика следит и мелкий лавочник, которого все называют Помпонио. Он убеждён, что ребёнка в итоге не спасут и даже особо пытаться не будут. Помпонио так в этом уверен, что заключает пари на крупную сумму.

Коммерсант Помпонио готов нажиться на горе ребёнка. И не он один
Коммерсант Помпонио готов нажиться на горе ребёнка. И не он один

Латинская Америка – тоже «загнивающий Запад»

Думаю, даже по краткому изложению сюжета видно, что советского зрителя убеждали этим фильмом в том, что за границей творится сплошной ужас. В «Выигрыше» нет ни одного сугубо положительного персонажа. Все пропитаны цинизмом, пошлостью и корыстолюбием. Ну, потому что живут среди нищеты, разврата (а большая часть действия разворачивается в стриптиз-баре) и постоянного поиска наживы. И это в «одной из стран Латинской Америки»! Чего уж говорить об Америке Северной, которая незримо в фильме присутствует своим тлетворным влиянием, о чём нам постоянно напоминают в диалогах.

Любовь Полищук как всегда обаятельна в роли исполнительницы экзотических танцев
Любовь Полищук как всегда обаятельна в роли исполнительницы экзотических танцев

Понятно, что дети падают в колодцы по всему земному шару. Падают они в России, проваливались и в СССР. Но бывали ли в реальности случаи, по своему антуражу напоминающие то, что показано в «Выигрыше одинокого коммерсанта»? Устраивались ли вокруг таких трагедий шоу с циничными рекламными компаниями? К сожалению, да. И в одной из статей канала вы скоро сможете о них прочесть. Так что, подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Полунищий коммерсант вынужден жадничать с полунищими клиентами
Полунищий коммерсант вынужден жадничать с полунищими клиентами

Выигрыш одинокого зрителя

Зачем же смотреть этот фильм сейчас? Ну, прежде всего потому, что Сергей Газаров – замечательный актёр. Но киноролей у него не так много, а главных – вообще раз два, и обчёлся. А в «Выигрыше одинокого коммерсанта» роль у него именно что главная, и, пожалуй, лучшая за всю кинокарьеру. Мелкого лавочника Помпонио он не рисует одной лишь краской – светлой или тёмной. Это нелепый, смешной человечек, иногда вынужденно жадноватый, жуликоватый, но при этом добродушный и обаятельный. Окружающие посмеиваются над ним, но при этом ценят его залихватские байки, которыми он пытается выделиться, а на деле только веселит друзей и знакомых. Ну, и по ходу фильма персонаж Газарова приобретает всё лучшие человеческие качества, становится совестливым и готовым к большим поступкам.

Забавно - латиноамериканский ночной клуб обклеен портретами кинозвёзд, в том числе - Лидии Шукшиной
Забавно - латиноамериканский ночной клуб обклеен портретами кинозвёзд, в том числе - Лидии Шукшиной

Помимо Газарова в фильме ещё много интересных ролей любимых актёров. Любовь Полищук сыграла самовлюбленную и одновременно ревнивую стриптизёршу. Игорь Дмитриев появился в роли артиста с голубыми наклонностями, а Всеволод Шиловский - в роли гламурного владельца ночного клуба. Есть в «Выигрыше» и Сергей Юрский, правда, у него роль совсем миниатюрная.

Всеволод Шиловский собаку съел на родях мерзавцев, но здесь играет довольно обаятельного эгоиста
Всеволод Шиловский собаку съел на родях мерзавцев, но здесь играет довольно обаятельного эгоиста

Интересен фильм ещё и тем, что на «Мосфильме» снимал его режиссёр из Чили - Себастьян Аларкон. То есть, это не представление нашего отечественного постановщика о стране по газетам и пересказам. Латинская Америка показана аутентично, со знанием дела… И при этом, она здесь очень похожа на какую-нибудь провинцию южной части СССР. «Выигрышу» цены бы не было, если бы эту схожесть в своё время развили и сняли сатиру на наши реалии, но нет – попугали советских зрителей заграницей.

В "Выигрыше одиного коммерсанта" Сергей Газаров сыграл едва ли не лучшую свою роль
В "Выигрыше одиного коммерсанта" Сергей Газаров сыграл едва ли не лучшую свою роль

Сейчас, когда российское телевидение тоже не гнушается прерывать самые трагические передачи развесёлой рекламой и сами передачи превращать в пляску на костях, фильм смотрится совсем иначе. Он наконец-то перестал был самодовольным тыканьем пальца в сторону заграничных стран, и стал смотреться, как критика происходящего у нас в стране.

А вы уже смотрели этот фильм? Какие впечатления он у вас оставил?