Этот фильм, наверное, не многим придёт на ум, когда прозвучит словосочетание «советская пропаганда». Действительно, сюжет его, вроде бы, далёк от политики, а персонажи достаточно обаятельны. Но нужно помнить – в СССР почти не было фильмов про заграничную жизнь, которые бы тайно или явно не давили в одну и ту же точку «ТАМ – всё плохо, а вот в СССР – райские кущи». И даже если вторая часть (про СССР) опускалась, а «ТАМ» относилось не к какой-то совсем уж загнивающей капстране, правило действовало за совсем уж редчайшими исключениями. Итак…
Мальчик в колодце
«Выигрыш одинокого коммерсанта» - сатирическая трагикомедия, вышедшая на советские киноэкраны в 1984-м году. В некоем латиноамериканском государстве (да-да, советская кинопропаганда дюже любила этот регион в 80-ые – смотрите «Медного ангела» и «Кентавров») происходит страшное происшествие. В глубокий колодец случайно падает 11-летний мальчик. Сам он вылезти не может, а спустить за ним спасателей нельзя в силу ветхости колодезных стенок.
История с мальчиком в колодце шумит на всю страну. А где шумиха, там делаются деньги. И вот уже к колодцу слетаются журналисты и рекламщики. Вместе со всей страной за судьбой несчастного мальчика следит и мелкий лавочник, которого все называют Помпонио. Он убеждён, что ребёнка в итоге не спасут и даже особо пытаться не будут. Помпонио так в этом уверен, что заключает пари на крупную сумму.
Латинская Америка – тоже «загнивающий Запад»
Думаю, даже по краткому изложению сюжета видно, что советского зрителя убеждали этим фильмом в том, что за границей творится сплошной ужас. В «Выигрыше» нет ни одного сугубо положительного персонажа. Все пропитаны цинизмом, пошлостью и корыстолюбием. Ну, потому что живут среди нищеты, разврата (а большая часть действия разворачивается в стриптиз-баре) и постоянного поиска наживы. И это в «одной из стран Латинской Америки»! Чего уж говорить об Америке Северной, которая незримо в фильме присутствует своим тлетворным влиянием, о чём нам постоянно напоминают в диалогах.
Понятно, что дети падают в колодцы по всему земному шару. Падают они в России, проваливались и в СССР. Но бывали ли в реальности случаи, по своему антуражу напоминающие то, что показано в «Выигрыше одинокого коммерсанта»? Устраивались ли вокруг таких трагедий шоу с циничными рекламными компаниями? К сожалению, да. И в одной из статей канала вы скоро сможете о них прочесть. Так что, подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Выигрыш одинокого зрителя
Зачем же смотреть этот фильм сейчас? Ну, прежде всего потому, что Сергей Газаров – замечательный актёр. Но киноролей у него не так много, а главных – вообще раз два, и обчёлся. А в «Выигрыше одинокого коммерсанта» роль у него именно что главная, и, пожалуй, лучшая за всю кинокарьеру. Мелкого лавочника Помпонио он не рисует одной лишь краской – светлой или тёмной. Это нелепый, смешной человечек, иногда вынужденно жадноватый, жуликоватый, но при этом добродушный и обаятельный. Окружающие посмеиваются над ним, но при этом ценят его залихватские байки, которыми он пытается выделиться, а на деле только веселит друзей и знакомых. Ну, и по ходу фильма персонаж Газарова приобретает всё лучшие человеческие качества, становится совестливым и готовым к большим поступкам.
Помимо Газарова в фильме ещё много интересных ролей любимых актёров. Любовь Полищук сыграла самовлюбленную и одновременно ревнивую стриптизёршу. Игорь Дмитриев появился в роли артиста с голубыми наклонностями, а Всеволод Шиловский - в роли гламурного владельца ночного клуба. Есть в «Выигрыше» и Сергей Юрский, правда, у него роль совсем миниатюрная.
Интересен фильм ещё и тем, что на «Мосфильме» снимал его режиссёр из Чили - Себастьян Аларкон. То есть, это не представление нашего отечественного постановщика о стране по газетам и пересказам. Латинская Америка показана аутентично, со знанием дела… И при этом, она здесь очень похожа на какую-нибудь провинцию южной части СССР. «Выигрышу» цены бы не было, если бы эту схожесть в своё время развили и сняли сатиру на наши реалии, но нет – попугали советских зрителей заграницей.
Сейчас, когда российское телевидение тоже не гнушается прерывать самые трагические передачи развесёлой рекламой и сами передачи превращать в пляску на костях, фильм смотрится совсем иначе. Он наконец-то перестал был самодовольным тыканьем пальца в сторону заграничных стран, и стал смотреться, как критика происходящего у нас в стране.
А вы уже смотрели этот фильм? Какие впечатления он у вас оставил?