В связи с пандемией, были отложены и отменились все художественные выставки и фестивали, запланированные на апрель-июнь этого года. Но искусство должно развиваться! Самоизоляция - прекрасное время, чтобы отдохнуть от беготни за признанием - знакомствами на вернисажах с кураторами и галеристами, участия в выставках, чаепитий с дарением каталогов. А главное - улучшить качество своих произведений.
Многие художники мечтают найти один приём и тиражировать его из картины в картину, лишь бы покупали...
Кому-то хочется развития, творческого роста, узнать о слабых и сильных сторонах своих произведений. Куда обращаться за советом?
На своей странице в Фейсбук я вела публичную дискуссию, где пыталась получить ответы на фундаментальные вопросы об искусстве (кого сейчас считать художником, что есть произведение искусства, а что нет, где можно получить анализ своих работ). Конкретных ответов не было получено ни от художников, ни от представителей союзов художников...
Единственным местом, где было подобие живого обсуждения и можно было увидеть реакцию "экспертов", был выставком на Молодежку в МОСХ на Беговой. Но в связи с постоянным увеличением числа желающих (которое наблюдаю с 2015 года), время на обсуждение одного человека в 2019 году было около !!2 минут!! С учётом времени поставить и убрать работы. Что можно сказать человеку за это время? А в 2020м году не было даже этого - работы просто отобрали и разместили на сайте.
В других организациях дело обстоит ещё печальнее - сухо говорят: берём или нет. На вернисаже звучат стандартные приветственные речи, художники разбредаются по углам и фотографируются. И всё! Тебе скажут мнение по твоей работе, только если сможешь поймать за руку и очаровать кого-то из организаторов. Но обычно, их из поля зрения сразу же уводят.
А ты - художник, ты делал эту картину 2 недели не вставая, 5 лет думал, как выразить эту мысль в художественном образе, 5-6 лет учился в колледже и ВУЗе, чтобы овладеть техникой изображения. Неужели, это недостойно хотя бы 5 минут обсуждения? 3-4 предложений, сказанных точно и по делу, совета, порицания, перечисления аналогов?
Художникам везде дают одну рекомендацию: пишите больше, рисуйте больше. Она очень хороша для тех, кому не нужно работать чтобы есть и где-то жить, и кто себя просто развлекает таким образом.
Но если хочется не просто приятно провести время, а стать частью современного искусства, то где искать ответ на вопрос: что хорошо в искусстве, а что плохо, к чему стремиться и как развиваться?
Когда я задавала вопрос на Фейсбук, где можно получить разбор своих произведений, то многие советовали обратиться в ВУЗы к преподавателям. Данный совет мне показался странным: ведь у преподавателей ВУЗов абсолютно иная задача - обеспечить учебный процесс, а потому когда им показываешь что-то не имеющее отношения к учебного процессу, то видишь сильное недоумение в глазах этих людей. К счастью, практика обсуждения и рецензирования ещё существует как часть защиты дипломов.
Но что потом? Как развиваться художнику, где получать витамины для творческого роста и конструктивную критику?
Попытки взаимодействия с искусствоведами тоже не дали результатов - чтобы конкретно заняться одним автором и сказать о нем по существу, нужно время. Допустим, еще оплата. За что именно отдавать деньги ? За искусствоведческие статьи, где большую часть объёма занимает пересказ интерпретаций давно устаревших на Западе философских учений Делеза, Бодрийяра, Ги Дебора вперемешку с неоправданной похвалой?
Сейчас благодатное время для занятий искусством и наблюдений - не нужно делать карьеру и подстраиваться под определённые организации, стремиться получать премии, пиши что хочешь, говори что хочешь.... Но многие заняты выживанием и получается пустота в искусстве и всем, что с ним связано...
Устав биться о пороги институций, лично спрашивать знакомых и безрезультатно допрашивать своих друзей на Фейсбук, я решила сама попробовать проанализировать работы современных авторов в соответствии с теми позициями, мнение по которым мне интересно как художнику:
-ВИЗУАЛЬНЫЕ АНАЛОГИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ИСКУССТВЕ ПРОШЛОГО (3-5 ПОХОЖИХ АВТОРОВ)
-СИЛЬНЫЕ\СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТ, ПОДБИРАЕТ
-РАЗБОР СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РАБОТ
-СОПОСТАВЛЕНИЕ С СОВРЕМЕННЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНТЕКСТОМ
-РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ, ЭКСПОНИРОВАНИЮ.
Пример анализа произведений (минимальный по объёму):
Получается, что у кураторов и искусствоведов свои дела и задачи, в которые не входит помощь в творческом развитии художников, потму считаю, что надо самим объединяться и действовать.
В Великобритании существует практика объединения в группы для разработки одной темы и создания выставок. 2\3 группы занимаются концепцией и исследованием пространства современного искусства, и лишь небольшое число людей непосредственно создают картины.
Может быть, нам пора перестать действовать наугад, а объединиться и сперва обдумать свои действия?