Пульмановский вагон, это крупный большой пассажирский спальный железнодорожный вагон, по имени американского фабриканта спальных вагонов Пульмана.
«Боже мой, — подумал Мартин, — эта каналья разъезжает в пульмановских вагонах, а я голодаю и не могу выудить у него своих кровных пяти долларов!» (Д. Лондон, «Мартин Иден», глава 33).
Пульман был потомственным изобретателем, его отец запатентовал домкрат, для подъёма зданий снятых с фундамента.
Да, в фильме "В джазе только девушки" музыканты едут именно в таком вагоне. В чём его особенности?
Во-первых, они были большие. Высокие и широкие.
Во-вторых: роскошными. Огромные окна с занавесками, гравюры, декор.
«Стрелочники, давясь морозом, видели, как мотало на стыках длинные пульманы, окна бросали в стрелочные снопы.» (М. Булкаков, «Белая гвардия», 1923-1924, Москва).
А в третьих - комфорт. Комфорту служило все, что осталось после роскоши. Одна из первых систем кондиционирования воздуха была внедрена именно в этих вагонах. Для этого у них была специальная крыша, в которой помещались кондиционеры.
«Тепло, уютно, комфортабельно, как в купе пульмановского вагона» (Беляев А.Прыжок в ничто, 1933).
Но просто свежего воздуха недостаточно, второй фишкой были кресла. Огромные кресла, стоящие лицом друг к другу, как в современных электричках, на ночь они раскладывались, чтобы создать спальное место. А сверху была откидная полка, создающая второе спальное место.
Ценность вагонов была столь велика, что компания не продавала их железным дорогам, а сдавала в аренду.
«Каупервуд провёл две ночи среди аляповатой роскоши пульмановского вагона тех времён, в котором неудобства возмещались плюшевыми обивками и изобилием зеркального стекла» (Т. Драйзер, «Титан», глава 1).
«Не успели ещё распахнуться дверцы пульмановского вагона, а капельмейстер уже свирепо взмахнул руками, и оркестр зычно дёрнул английский национальный гимн. Мамонтов, придерживая шашку, заспешил к вагону» (Тихий Дон, Кн. 3, Ч.6. XI).
Как можно видеть из приведённой цитаты выше - пульмановские вагоны были и в Европе и в России. Они фигурировали в составах поездов вместе с обычными купейными вагонами, которое были привычны для Европы и тем более России с её пространствами.
В Старом Свете пульмановские вагоны выполняли функцию скорее железнодорожной гостиной, где пассажиры первого класса проводили дневные часы, а ночевали в своих купе.
В этой статье я привёл цитаты из литературы тех времён. Меня самого удивило, насколько значимым для того времени символом роскоши был этот вагон, о котором я ничего не слышал, пока не сел писать.
Узнали ли вы что-то новое и захотелось ли вам прокатиться в таком вагоне?