Добрый день!
Как-то так сложилось, что гусеничные тракторы сегодня оказались задвинутыми на второй план. Сейчас по полям ездят большие и маленькие колесники, хотя в середине XX века в СССР были очевидны преимущества гусеничного хода и казалось, что этого ничего не изменит.
Гусеничники могли иметь меньшую массу по сравнению с колесными тракторами аналогичного тягового класса. Сцепление с землей было гораздо выше, а это меньше пробуксовок. Большая площадь контакта гусениц по сравнению с колесами в итоге давала меньшее удельное давление на грунт. Одни плюсы, казалось.
Но потом пришла рыночная экономика, все научились считать деньги. И оказалось, что выгоднее в финансовом плане работать на колесных тракторах. Они дешевле стоят, они надежнее, проще и дешевле в обслуживании. А кроме того колесники более универсальны, они лучше подходят для транспортных работ.
Честно говоря, гусеничные тракторы доставляют мне особое эстетическое удовольствие. Ну нравятся они мне и всегда вызывают нездоровый интерес.
И решил я составить краткий обзорчик производителей современных классических гусеничников, которые выпускаются и востребованы в мире. И их на самом деле не много. Под "классическими" я имею ввиду тракторы с двумя гусеницами, а не с модными с четырьмя гусеничными траками вместо колес на тракторах с шарнирно-сочлененной рамой. И полугусеничные модели тоже опустим.
Россия и СНГ
Про производство гусеничных тракторов в России и говорить особо не хочется. Что-то где-то выпускается штучными сериями и только. Это небольшие производства в Рубцовске выпускают что-то похожее на Т-4А.
Даже ДТ-75 почти в первозданном виде производится на некоторых российских заводах. Об этом я уже писал, не буду повторяться, вот ссылка:
Новый ДТ-75 в 2020 году? Где производится трактор
Агромаш вроде тоже что-то выпускает, если заказы есть. В интернете разрекламирован "Руслан" на резинометаллических гусеницах.
Даже в братской Белоруссии МТЗ пытается продвигать гусеничные модели, но что-то дела не очень. Украинский ХТЗ также имеет в своем арсенале гусеничные модели. Но о массовом производстве говорить не приходится.
John Deere
Пожалуй, Джон Дир является самым известным и популярным иностранцем-производителем сельскохозяйственной техники. И в его ассортименте имеются гусеничные модели.
Впервые гусеничный ДжонДир был представлен в 1996 году и это были тракторы серии 8000Т созданные на базе колесных 8000-й серии. В 1998 году публике были представлены гусенчиники на базе 9000-й серии.
Сегодня в ассортименте John Deere имеются как двухгусеничные тракторы, так и четырехгусеничные на шарнирно-сочлененной раме.
Chalanger
Когда-то этот бренд принадлежал американской компании Catterpillar inc. Она даже переводится с английского как "гусеница". Под брендом Chalanger стали выпускать гусенчиники для нужд сельского хозяйства. Позже Catterpillar решил сосредоточиться на машинах промышленного назначения и передал права корпорации AGCO. После такого перехода в Chalanger появились и колесные модели, но не суть.
Тракторы Chalanger изначально разрабатывались как гусеничные, а не как это делалось у других компаний, которые адаптировали под гусеницы колесные модели.
К тракторам Chalanger в народе сложилось особо теплое отношение. Chalanger король на поле. Их считают самыми надежными и неприхотливыми в классе. Но сегодня так можно про любую технику сказать если во время приглашать сервисменов на обслуживание.
Но AGCO начинает постепенно сворачивать лавочку и постепенно выводит челенджеры с рынка. А в замен предлагается...
Fendt
На всемирной выставке Agtitechnika 2017 компания Fendt из Германии впервые представила свои гусеничные модели тракторов. Это Fendt 900 Vario MT и Fendt 1100 MT. Fendt 900 Vario MT позиционировалась как совершенно новая модель, хотя во многом узнается Chalanger MT 700-й серии. А про Fendt 1100 MT сразу сказали, что это немножко переделанный Chalanger серии MT800. Вот так вот.
В AGCO решили продавать модели Chalanger под брендом Fendt. Поменяли цвет, переклеили шильдик, добавили пару электронных приколюх и готово. Как говорится, найдите 10 отличий. Тут и говорить не о чем, внутри это тот же самый трактор.
На этом и остановимся. Эти гусеничники востребованы на мировом рынке. Конечно есть и другие, но они малоизвестные, штучные, предлагаются на своих локальных рынках.
NewHolland и Case продают четырехгусеничные модели. Claas предлагает полугусеничные тракторы с колесами впереди. Но про них отдельный разговор.