Найти в Дзене
Ольга Зимихина

«Почему люди не ценят то, что я им даю» - отвечают результаты 3-х экспериментов

Оглавление

Как оправдать свои старания и получить отдачу

Подпишитесь и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала!
Подпишитесь и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала!

Часто обращаются с запросом, суть которого: "люди не ценят моих предложений". А вопросы звучат по-разному:

«Почему сын не слушает меня? Я говорю, как лучше, а он делает наоборот?»
«Почему я предлагаю супругу заняться здоровьем, а он не хочет?»
«Мы купили с мужем детям квартиру, а они не хотят в ней жить»

Будто существует странный дух противоречия, когда люди желают своим близким как лучше, близкие их не слушают, делают ошибки, а потом жалуются. Разберем этот феномен подробнее.

Про старания и рекомендации

Эксперимент 1. Правда ли, что рекомендации плохо работают?

Несколько лет назад я случайно провела такой эксперимент – дала нескольким людям, в том числе – друзьям, 2 ссылки на статьи. Одну рекомендовала почитать, а другую – просто так, за компанию. Захотят – почитают, но не обязательно.

И каково было мое удивление, когда я увидела, что рекомендуемая статья была скачана всего 3 раза, а «не обязательная» – десятки раз. Люди не знали, что я проследила их действия.

Говорит ли это о том, что люди склонны избегать настоятельных рекомендаций?

Тот, кому предлагают

Эксперимент 2. Правда ли, что самостоятельные действия гарантируют больший успех?

Чтобы ответить на этот вопрос, профессор Колумбийской школы бизнеса (Columbia Business School) и автор книги «Искусство выбора» (The Art Of Choosing) Шина Айенгар (Sheena Iyengar) провела исследование.

3 группы детей 9-12 лет из англо-американских и азиато-американских семей решали задачи на анаграммы - составляли разные слова из набора букв на карточках.

Эксперимент проходил по 3 сценариям:
1-й группе детей было предложено выбирать карточки заданий самостоятельно (но вслепую);
2-й группе говорили, что выбор за них сделали мамы;
3-й группе по легенде объяснили, что задачи выбирал человек, проводивший эксперимент.

Результаты у национальных групп оказались разные.
– более свободные американцы справились с задачами в 2.5 раза лучше, когда им предлагался свободный выбор;
– воспитанные в семейной традиции представители азиатских семей показывали лучшие результаты, если выбор рекомендовала мама;
– и наихудший результат для обеих наций – когда выбор за них делает за них незнакомый человек.

Результаты исследования позволили Шине Айенгар сделать выводы:

- Человек, убежденный в своей самостоятельности, достигает большего, делая выбор самостоятельно.
- Если интересы группы людей взаимосвязаны, то ее участники достигнут успеха, достигая общей цели.

Гарантируют ли самостоятельные решения успех нашим соотечественникам?

Те, кто рекомендуют

Эксперимент 3. Эффект ложного консенсуса.

Эксперимент заключался в том, что студентам колледжа предложили походить по кампусу в течение 30 минут с табличкой «Ешьте у Джо». И сразу спросили, как много людей согласятся на такое предложение.

Те, кто согласились пройти с табличкой, предположили, что большинство тоже согласится. Те, кто отказались, думали, что и другие откажутся. То есть, участники предположили, что большинство людей сделают тот же выбор, что и они.

Эффект ложного консенсуса: независимо от того, каковы наши убеждения, мнения или поведение, мы склонны полагать, что большинство других людей согласны с нами и действуют так же, как и мы.

Мы предполагаем, что для других людей будет иметь значение то, что является ценностью и потребностью для нас. А как это для них?

Таким образом, люди убеждены в своей правоте и в том, что другому человеку очень полезна их рекомендация.

Прежде чем давать что-то другим, нужно понять, насколько это является их потребностью и ценностью, каковы усилия предприняты ими самостоятельно, и не сделаем ли мы хуже тем, что вмешиваемся в их жизнь?

И после этого начать начать с себя: сделать то, что хотим дать другим, для себя. Вы точно это оцените.

-2