Найти тему
Тамара Гулиева

Ватиканские музеи

Папа Римский Юлий || Считается основателем знаменитых Ватиканских музеев. Он был большим поклонником искусства, покровителем художников, приблизил к себе Микеланджело, Рафаэля. При нём начали возводить собор святого Петра. Собранные им картины и скульптуры послужили основой для самой большой в мире коллекции исторических произведений искусства, которая располагается сегодня в 19 музеях, принадлежащих Ватикану.

Папа Римский Юлий ||
Папа Римский Юлий ||

В 1506 году папа римский Юлий || установил в одном из внутренних дворов Ватиканский Дворцов знаменитого античную скульптурную композицию «Лаокоон», которую незадолго до этого Микеланджело обнаружил недалеко от Колизея в руинах золотого дома Нерона. Величественное Произведение из мрамора – жрец Лаокоон и два его сына борющееся против Напавший на них Деканские змеи, – поразило современников трагической безысходности. Её авторами считаются родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора . Это скульптурная группа, вызывавшая восхищение папа Юлия ||, стало одним из первых экспонатов в Ватиканском музее.

Лаокоон.
Лаокоон.

В настоящее время статуя установлена в музее Пио-Клементино, названном так по имени двух пап – Климента X|V и Пио V| и созданном в 1771-1793 годы. В этом музее также присутствует ещё один шедевр – Аполлон Бельведерский.

Музей Пио-Клементино
Музей Пио-Клементино
Аполлон- Бельведерский
Аполлон- Бельведерский

Григорианский этрусский музей, входящие также в состав Ватиканских музеев и расположенный во дворце Иннокентия V||| и издании времён Папы Пия |V был основан по приказу Папы Римского Григория XV| и открыт в 1837 году. Вы Григорианском Египетсок музее 9 залов, они заполнены различными археологическими находками из Египта, начиная от каменных статуй Фараонов и кончая папиросами и амулетами, в том числе с изоброжениями священного жука-скарабея, движением которого Древние египтяне пытались угадать свою судьбу. Наиболее ценными экспонатами в этом музее является голова фараона Ментухотепа и статуя богини войны с Сехмет, изображённые с головой льва из храма по Карнаке.

Григорианский Египетский музей
Григорианский Египетский музей

Вы Ватиканский пинакотеке собрана уникальная коллекция живописных работ, она была основным Папой Пио V|, открыта в 1908 году в одном из перестроек «Бельведерского» дворца. Всего собрано 460 картин. В 1797 году, во время вторжения Наполеона в Италию, десятки картин из Пинакотеки были отправлены в Париж и помещены в Лувре. Только в 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть вывезенные из Ватикана картины их истинному владельцу.

Залы Пинакотеки по-своему уникальны – они покрыты художественной росписью, в них есть несколько фресок, которые юный в то время Рафаэль написал совместно с Перуджино,– это «Возрождение», «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение». В одном из залов находится картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним. Это единственная его работа в Пинакотеке. Она осталась незаконченной, но даёт представление о замысле мастера, его желании передать драматизм момента и внутренние переживания главной изображённой фигуры.

Святой Иероним. Художник Леонардо да Винчи
Святой Иероним. Художник Леонардо да Винчи

В папском дворце Ватикана есть четыре совершенно особых помещения, их расписывал Рафаэль с учениками в 1508-1517 годы. Они так и называются «Станции Рафаэля». Эти апартаменты предназначались для Папы Римского Юлия ||, не желавшего жить в апартаментах ненавистного Борджиа – Александра V|. Лучшей из всех фресок Станцев единодушно считается «Афинская школа».

Станцы Рафаэля
Станцы Рафаэля

Бывшая домовая церковь, построенная в 1473-1481 годах архитектором Джованни де Дольчи по заказу Папы Римского Сикста |V, отсюда её название Сикстинская капелла, внешне похожа на крепость. Это не случайно. Папа хотел видеть здание капеллы в виде неприступного бастиона, зато внутри она должна была поражать эстетически. Поэтому роспись стен и потолков поручили лучшим художникам того времени – Боттичелли, Пинтуриккьо, Микеланджело.

Сикстинская капелла
Сикстинская капелла
Роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. На заднем плане – «Страшный суд»
Роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. На заднем плане – «Страшный суд»

Фрески Сикстинской капеллы содержат множество сцен из Ветхого Завета, легендарные сюжеты которого служили источником вдохновения для художников. Их можно рассматривать часами. Однако написанный Микеланджело завершающий сюжет – «Страшный суд» вызвал большое неудовольствие церковников. Художника обвинили в богохульстве и велели закрасить обнажённые фигуры, но он не согласился. При Папе Клименте V||| была предпринята попытка даже сбить эти фрески. И только заступничество художников из Римской академии Святого Луки спасло «Страшный суд» от уничтожения.

Музеи
137 тыс интересуются