Многие из моих читателей знают о существовании вертолёта-амфибии - Ми-14. Он был собран на базе Ми-8 и в серию пошел в начале 70-х годов.
Вертолёт хорошо себя зарекомендовал в те годы, именно по этой причине, уже через несколько лет после начала серийного производства, им заинтересовался советский Аэрофлот.
В 1981 году представители Аэрофлота выдвинули идею о создании на базе Ми-14 пассажирского варианта вертолёта-амфибии. Правда, идея эта не была одобрена военными, так-как проект на тот момент считался особо-секретным. Напоминаю, что на базе Ми-14 на тот момент были созданы следующие модификации: Ми-14ПЛ — противолодочный, Ми-14БТ — тральщик (обнаружение мин). Также была создана и спасательная версия, но позже.
Ми-14 являлся и до сих пор является единственным отечественным вертолётом, который легко взаимодействует с водной поверхностью. Главной его особенностью являлось руление на воде, а также оснащение убираемым шасси. По-факту его можно было использовать в разных условиях. Возможно, эти факторы повлияли на "секретность" данного варианта.
Из-за разногласий между Аэрофлотом и военными, пассажирская версия Ми-14 так и осталась "идеей" на словах, вплоть до 1995 года.
Времена поменялись, распался СССР, а вместе с этим появилась большая возможность использовать те вещи, на использование которых до этого было наложено табу.
Так, в 1995 году компания "Конверс-Авиа" заинтересовалась старой идеей Аэрофлота. В этом же году в Казани был переоборудован Ми-14БТ в грузо-пассажирский вариант, правда предназначался он для работы на морских нефтепромыслах.
Так появился на свет Ми-14ГП
Данный вертолёт был оснащен 24 легкосъемными пассажирскими креслами. Помимо этого, на борту имелась обновлённая система кондиционирования, а также грузовая лебёдка.
Среди бортового оборудования появился метеорадар. В хвостовой части фюзеляжа имелся дополнительный откидной трап с четырьмя аварийными люками. Ми-14ГП мог перевозить грузы массой до 3 тонн в кабине, или же на внешней подвеске.
Впервые вертолёт-амфибия был продемонстрирован в районе Баку, на каспийском шельфе уже в августе 1995 года. Чуть позже он побывал на таких авиасалонах, как МАКС-95, а также Геленджик-96.
С мая 1996 г. по апрель 1997 г. вертолёт эксплуатировался на буровых платформах Каспийского моря.
Заметив явный успех в переоборудовании Ми-14 в грузо-пассажирскую версию, компания "Конверс-Авиа" совместно с МВЗ им. Миля разработала программу модификации Ми-14 в гражданские варианты, предварительно получив разрешение от Минобороны РФ.
За дальнейшую судьбу данной идеи мне не удалось найти подробной информации, за исключением следующей фотографии:
На ней запечатлен Ми-14ГП с бортовым номером ЕХ-08002 перед отправкой в ОАЭ в г. Севастополе, Круглая бухта. По этой фотографии можно сделать вывод о том, что программа переоборудования Ми-14 всё же работала, при чем по зарубежному направлению. Фото датировано 2010 годом.
Характеристики
А на этом всё! Если вам понравился данный материал, поддержите его пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые публикации! Также советую посмотреть мой новый ролик на YouTube: