Найти в Дзене
КИНОфакты

Тим Бёртон о своём неснятом фильме про Супермена с Николасом Кейджем

Тим Бертон снял три анимационных полнометражных фильма в покадровой съемке: «Кошмар перед Рождеством», «Труп невесты» и «Франкенвини» в 2012. Формат принес ему плоды: «Труп невесты» и «Франкенвини» получили номинацию на Оскар как «Лучший анимационный полнометражный фильм», и, как шутит Бертон в HuffPost Entertainment, категория не существовала, когда «Кошмар» был выпущен в 1993.

«Есть что-то особенное в процессе создания покадрового фильма и в людях, которые работают над ним, кадр за кадром, и сколько времени на это уходит», - говорит Бертон HuffPost Entertainment. «Поэтому любое признание или позитивная реакция значит довольно много».

Бертон был занят в 2012, хотя не со всем было так гладко, как с «Франкенвини». Критики высмеяли «Мрачные тени», восьмую совместную работу Бертона с Джонни Деппом. Не похоже, чтобы Бертон непременно был против. «Я помню, как «Большое приключение Пи-Ви» и «Битлджус» попали в список 10 худших фильмов года. Годы спустя оказалось будто «Это лучшие фильмы, которые вы когда-либо делали!» Черт побери, да я в настоящей беде».

Бертон обсуждал с HuffPost Entertainment свою номинацию на Оскар, почему «Мрачные тени» не собьет его с толку, и как он все еще жалеет об утерянном фильме «Супермен жив».

Вас номинировали на два Оскара — за оба анимационные фильма. Утверждает ли это, в каком-то смысле, покадровую анимацию?
Я не знаю. Потому что как только компьютеры вступили в игру, они словно попали в среду выбора. Я не знаю. Я вырос на фильмах Рэя Харрихаузена и студии Rankin Bass, поэтому я всегда любил технику в съемках. Это особая форма искусства. И хорошо, если она получает любую позитивную реакцию. Я помню, как много лет назад, когда входили в моду компьютеры, Дисней объявил, что больше не будет снимать рисованные фильмы, будто бы это стыдно. К счастью, она продолжили их снимать. Ты только надеешься, что любой вид техники съемки — нарисованная компьютером, покадровая — выживает на некотором уровне.

«Франкенвини» превосходный фильм, но он не был блокбастером, как «Храбрая сердцем» или «Ральф». [«Франкенвини» собрал 67 млн. долларов по всему миру] Вас это огорчает?
Послушайте, для меня эти фильмы особенные, поэтому на самом деле я никогда об этом не задумываюсь. Ты никогда не знаешь о кассовых сборах, ты просто пытаешься сделать что-то близкое тебе. Я люблю технику съемок и мне нравится фильм. А реально о кассовых сборах вы никогда не знаете. К счастью, он стоил не так много, как многие фильмы. Он в какой-то степени будто уравновесил сам себя. При условии, что он не такой плохой, чтобы отбить у людей интерес снимать покадровую анимацию. В этом ключевой момент для меня: возможность сохранить такую технику съемок в деле.

Когда вы осознали, что «Франкенвини» реально работает?
Ты никогда не знаешь точно. Этот немного отличался, так как был весь основан на воспоминаниях — будь то короткометражный фильм столько лет назад или мои воспоминания о детях или учителях в школе, или о фильмах, которые я любил. Было весело промотать все через личный фильм. Я никогда не подумал — ни об одном фильме - «Это великолепно, я забираю его.» А это было больше развлечение. В плане создания было больше чистого опыта. Были хорошие ощущения. Ты стараешься почувствовать это в каждом фильме, но этот был немного чище в каком-то смысле.

Дэнни Эльфман написал музыку к «Франкенвини». Как развивались ваши отношения в течение карьеры?
Чем дольше ты работаешь с кем-то, тем важнее осознавать, что ты делаешь не одно и то же. Это всегда может быть какого-то рода ловушка. Но мне кажется, для нас обоих важно пытаться расти и вносить разнообразие. Даже если нам нравятся одинаковые вещи. Я знал, что он поймет историю: фильмы с монстрами, эмоции, история мальчика и его собаки. Я знал, что он прочувствует, и это важно. Ты просто осознаешь это как что-то личное, и я знал, что с ним будет так же.

Вы неоднократно также успешно работали с Джонни Деппом, но «Мрачные тени» стали для вас своего рода выговором в прошлом году. Как вам удается сохранять отношения свежими? Печально, когда не удается фильм?
В случае с «Мрачными тенями», как и с моими последними фильмами с Джонни, это было немного утомительная работа. Некоторые говорят, что если бы я не работал с ним последние 10 лет и затем снял этот фильм, он бы получил другие отзывы. Я думаю, это нельзя контролировать. Я люблю работать с ним, и — как и с Дэнни — я всегда пытаюсь внести разнообразие и я всегда осознаю, что он другой персонаж. На самом деле, я никогда много не думаю об этом. Что бы ни говорили и думали люди, я не могу сделать с этим слишком много.

Это правда. Успех нельзя предугадать. Немногие думали, что «Алиса в Стране чудес» соберет 1 миллиард долларов.
С каждым моим фильмом — я полагаю, в некотором роде я чувствовал себя вполне успешным — я научился не делать акцент на аудитории и не думать «Будет ли это успех или нет?» Ты надеешься, что все увенчается успехом. До самого дня релиза я и понятия не имею. У тебя может быть фильм с замечательными рецензиями, но он не заработал денег, или фильм с действительно хреновыми отзывами, но огромными сборами. Ты мог снять кино, которое люди посчитают худшим кино года, а через несколько лет оно становится лучшим. Я все это видел.

Джонни Депп и Тим Бёртон
Джонни Депп и Тим Бёртон

Есть ли что-то, чего вы никогда не делали ранее, но хотели бы воплотить с Джонни?
Спустя годы я усвоил один урок — никогда не заглядывай слишком наперед. У меня были проекты, в которых я не преуспел. Я решил, что мне лучше быть более непосредственным. Фильмы требуют много времени — год, несколько лет — и если ты будешь слишком заглядывать наперед, можешь не прочувствовать что-то определенным образом. Я знаю, он способен на многое; всегда есть что-то возможное, о чем ты не подозреваешь. Он просто такой тип человека. Я стараюсь не очень думать о будущем. Через месяц или год ты можешь впасть в глубокую депрессию или стать Мистером Счастливчиком. Ты не знаешь, как будут идти твои дела.

Также зависит и от фильма, я полагаю.
Из-за того, что тебе приходится много времени потратить на него, ты должен быть уверен в нем. Я конкретно не знаю каким должен быть хороший сценарий. Я скорее чувствую, как нужно воплотить эту идею, которая как бы ловит мои чувства в данный момент. Из-за того, что ты собираешься многое вложить в это, важнее сконцентрироваться, выпустить энергию и энтузиазм. Лично я — за исключением покадровой анимации, на создание которой уходит много времени — стараюсь быть настолько непосредственным, насколько это возможно.

Кстати, о непостоянстве кинематографа... Кто-то начал кампанию с помощью Kickstarter с целью снять документальный фильм о проекте «Супермен жив». Вы слышали об этом?
Кто-то говорил мне об этом. Должно быть интересней, чем фильм, это уж точно.

Тот проект стал увлекательным утерянным фильмом. Вы жалеете о том, что не смогли снять его?
У меня было несколько проектов, над которыми я работал долгое время — год или больше — и которые были аннулированы. Должен сказать, это довольно неприятно и эмоционально пугает. Не думаю, что можно когда-нибудь оправиться от этого. В то же время, в действительности ты не жалеешь об этом. Ты будто говоришь себе «Что ж, должно быть, на это есть причины». Я не возвращаюсь в прошлое с мыслями «Эх, как бы я хотел снять тот фильм». Это было определенно тяжело. Несомненно нужно время, чтобы смириться с этим. В какой-то степени это остается с тобой. Ты стараешься придерживаться более оптимистичных причин. К примеру, словно есть какая-то неведомая сила где-то там во вселенной.

Все еще имеет место быть. Стивен Содерберг сказал, что «Побочный эффект» существует частично по той причине, что он собирался снять «Человек из U.N.C.L.E» в студии Warner Brothers, но его отменили. Меня поражает тот факт, что такие великие режиссеры, как вы и Стивен Содерберг, сталкиваются с этим.
Они вкладывают большие деньги в «Супермен жив». Также интересно, смогли бы мы тогда снять фильм так, как нам хотелось. Похоже на «Бэтмена» много лет назад; всегда были разногласия, например, «О, он слишком мрачный.» Что ж, теперь это смахивает на беззаботную возню. Мы старались изучить человеческую сторону персонажа как можно больше и в целом вникнуть во все. Знаете, мне все равно. На работу влияет многое: где находится студия, взаимопонимание между людьми и продюсерами. Думаю, именно поэтому трудно понять, почему некоторые вещи не срабатывают. Хотя и кажется, что в последние несколько лет происходит какая-то динамика, что немного пугает.

Именно. Если кто-то вроде вас или Содерберга, парни с очевидными послужными списками, не могу снять фильм, как это должен сделать молодей режиссер?
Вы знаете каково это. Это не точная наука и тяжело предугадать почему. Как я сказал, либо все элементы сходятся, либо нет. Какой бы ни была сила того времени. Это — все равно, что пытаться объяснить как вернулась анимация Disney, когда они создавали «Лис и пес» и «Черный котел». Это странно. Все дело во времени и месте, это словно причудливый сон. Трудно объяснить. С этими вещами то же самое. Это [долгая пауза] больно. [смеется]

Christopher Rosen, HuffPost | 1 февраля 2013
Источник