Спектакль БДТ им. М. Горького в постановке Г. Товстоногова 1969 (71?)г.
Главные роли исполняли: Бессеменов – Е. Лебедев, Акулина Ивановна – М. Призван-Соколова, Петр – В. Рецептер, Нил – К. Лавров, Тетерев – П. Панков, Елена – Л. Макарова, Перчихин – Н. Трофимов, Поля – Л. Сапожникова.
Много раз смотрела спектакль в этой постановке. Восхищаюсь режиссурой Г. Товстоногова, игрой актеров. Я не видела лучшей постановки пьесы М. Горького «Мещане».
Удивилась тому, как сместились мои симпатии по отношению к героям пьесы. Неизменной осталась жалость к Татьяне. Она, по-моему, все сделала в своей жизни, чтобы жить – выучилась, работает учителем. Но она не нашла ни любви, ни понимания. Таня устала она ничего уже не хочет и не может сделать.
У нее есть нелюбимая работа потому, что основное счастье Татьяны в семье. А семья не получилась. Татьяна безответно любит Нила, приемного сына Бессеменова. Поэтому она не может покинуть дом родителей, и по этой причине ей работа не мила. Если бы с Нилом сложилось, Таня была бы другой, она могла расцвести рядом с ним.
Вот о Ниле и его невесте мое мнение резко изменилось. Нил считается положительным героем пьесы. Но он настолько самодовольный и правильный, что не замечает ничего вокруг себя. Его понятие о том, что можно и что нельзя сильно смещены в сторону будущих «рэволюционэров».
Нил уже наслушался речей о свободе личности и трубит об этом направо и налево, не задумываясь о том, нужно ли это окружающим. Он делает вид, что не замечает чувств Татьяны и твердит ей о том, что надо заниматься делом. Тогда, по его мнению, Таня будет счастлива. Много ли людей вокруг Нила занимаются делом?
Да никто, кроме его соратников по будущей борьбе. По мнению Нила "дело" - это работа. Но он не очень признает будущую работу Петра, студента юридического факультета.
Нил собирается жениться на Пелагее, она обозначена «швейкой», но, по сути, является прислугой в доме Бессеменова. Поля сначала выглядит эдакой «продвинутой простушкой». Она и в театры ходит и первая красавица в доме. Однако, после того, как отравилась Татьяна, Пелагея делает круглые глаза и твердит, что не понимает намеков в свой адрес.
Татьяна отравилась из-за нее и Нила, когда увидела их обнимающимися. Причем Татьяна уже сидела в комнате, когда парочка стала там обжиматься, она молчала и застонала лишь, когда не выдержала этой сцены. Нил обрушивает на нее всю свою ярость. Обвиняет в том, что подслушивала и называет дрянью.
А он сам не мог найти в доме другого места, или убедиться в том, что рядом никого нет? Это же Нил – будущий буревестник чего-то там. Что характерно, Пелагея присутствует при этой сцене. А после того, как Татьяна отравилась, укоряет всех: «Как вам не стыдно так думать!» Просто святая Цецилия прислуживает в доме Бессеменова.
Заметим, что папа Цецилии Пелагеи – горький пьяница, умеющий лишь птичек ловить. Он пляшет от радости, что его дочь поймала такого замечательного жениха. Для меня естественно, что Бессеменов, прочивший Нила за Татьяну, не доволен происходящим.
Бессеменов находится в своем доме, и его право видеть там тех, кого он хочет. Он выгоняет пьяного папеньку Пелагеи Перчихина. И как было не выгнать после того, что случилось с Таней?
Однако, тихоня Пегагея вместо того, чтобы проследовать за отцом алкоголиком, требует ответа у хозяина. Как он мог выгнать ее отца? За что выгнали моего папу?
Уже и не «Ах, как не стыдно так думать», а гордо вскинутая голова глупой девицы. Хозяин может выгнать надоевшего нахлебника-пьяницу когда угодно – эта простая мысль не приходит в голову Поли.
Влияние Нила, защищающего невесту грудью, очевидно – у него нет ни грамма уважения к дому, в котором он вырос и жил. Путь там живут не самые прекрасные люди – уйди достойно.
Скажи «спасибо» и иди – в этом я согласна с Бессеменовым. Он хоть и «ражавчина», но хозяин и человек непьющий. И он вправе ожидать от Нила если не благодарности и уважения, то хотя бы элементарной вежливости.
О «ражавчине» хотелось бы отдельно, но не получится – формат не позволяет.
Добью Нила. Петр, сын Бессеменова, с которым Нил рос с детства, делает ему замечание «Кто дал тебе право так говорить об отце?»
В ответ звучит совершенно замечательная фраза в духе Швондера:
-Права не дают, их берут!
С этим понятием Нил будет жить дальше, с ним он полезет на баррикады, а потом придет в дом Бессеменова отбирать его добро. Нил не глуп – он не идет поучать своего тестя о том, что надо заниматься делом, а не по чужим домам водку распивать. Это тесть его, Нила, поэтому он будет и защищать его и кормить и наденет на него кафтан Бессеменова, после того, как убьет бывшего благодетеля. А тестя в его доме поселит, чтобы «угнетенный» тяжелым трудом алкаш порадовался жизни.