Найти тему
Игумен Нектарий (Морозов)

Иоанн Русский – великий греческий чудотворец

окончание паломнических заметок

Едем к святому, которого особенно почитают греки,– к святому Иоанну Русскому, на остров Эвбея. Простой солдат, родом из Малороссии, он участвовал в русско-турецкой войне и во время Прутского похода 1711 года был захвачен в плен татарами, а затем продан в рабство начальнику турецкой конницы. Тот увез его к себе домой, в селение Прокопион, в Малой Азии. Как и многие другие христиане, оказавшиеся в неволе у турок, перенес жестокие унижения, побои, но от своей веры не отрекся. Хозяин помимо воли проникся уважением к своему мужественному узнику. Он перестал принуждать его к принятию ислама и приставил ухаживать за скотом.

В лошадином стойле и жил Иоанн, и стойло это было для него и домом, и монашеской кельей, и храмом, и самым небом, потому что здесь переживал он дивные, благодатные утешения, какими утешает Господь Своих верных рабов.

-2

Впоследствии господин настолько стал доверять Иоанну, даже почитать его за честность, за удивительное душевное благородство, что предложил ему жить как свободному и самому выбрать для себя место, где поселиться. Но Иоанн не захотел оставить ставшего уже для него привычным жилища: видимо, вспоминая Христа, родившегося в яслях, он хотел и в этом,– как и в кротости, и в терпении, и в незлобии,– также подражать своему Владыке. И свободой пользовался только для того, чтобы посещать расположенный в селении православный храм в честь святого великомученика Георгия и причащаться там Святых Христовых Таин.

Вскоре после кончины угодника Божия местный священник во сне получил извещение, что мощи его почивают нетленными. Словно некое сокровище они были извлечены из земли и помещены в храме, в специальной раке. И так удивительны, и так многочисленны были чудеса праведного Иоанна, что не только православные греки, но и армяне, и турки с надеждой прибегали к нему в своих нуждах и скорбях с теплой молитвой. "Раб Божий,– говорили они,– не обойди нас своей милостью!".

А в 1924 году, во время так называемого "обмена населением", жители Прокопиона, перебираясь на Эвбею, перенесли туда и главное свое достояние – мощи святого. Так и получилось, что ныне они покоятся здесь, в новом храме в честь праведного Иоанна Русского, в селении Новый Прокопион, или, по-гречески, "Неа-Прокопи".

***

-3

…Поворот за поворотом открывает новую панораму невысоких, поросших лесом гор, среди которых серпантином вьется шоссе. По сторонам ее точно специально разбросаны каким-то великаном огромные камни. И еще – разноцветные домики ульев (вот почему в Неа-Прокопи на каждом углу мед продается!).

А само селение – точно в чаше из таких же невысоких гор. Здесь все проще, чем вблизи больших городов – и природа, и растительность, и, самое главное, люди. Центр селения – храм с гостиницей для паломников, где заказаны номера и для нас. Занимаем свои уютные и скромные "апартаменты" и отправляемся в храм. Какое-то странное чувство: все здесь не похоже на Россию, но почему-то "Русью пахнет", что-то такое неуловимое сообщается сердцу…

-4

Переступаю церковный порог, и даже не по себе в первый момент делается от неожиданности: в Греции я отвык уже видеть столько людей в храме, тем более в будний день. Кажется, движение не замирает здесь ни на мгновение: постоянно кто-то подходит к раке с мощами, кто-то опускается на колени, кто-то молится вслух, кто-то плачет… Словно к живому приходят, приезжают сюда к Иоанну Русскому паломники со всей Греции. К нему, такому скорому помощнику, такому сострадательному, такому любящему, несут греки свои скорби, к нему обращаются тогда, когда нет уже никакой надежды на человеческую помощь… У чтимой иконы праведника – обычные для Греции приношения: маленькие, отлитые из золота и серебра руки, ноги, глаза, детские фигурки – свидетельство о том или ином чуде, которое сотворил Господь через Своего угодника. А рядом – небольшая палка, на какие опираются обычно при ходьбе пожилые люди, точно кто-то забыл ее здесь. Но и она – свидетельство. Как-то приехали в Неа-Прокопи паломники с Кипра и привезли с собой свою землячку – старушку с больной спиной, которую недуг согнул так, что она и видела только – землю под ногами да самые ноги свои, к которым была наклонена ее голова. Даже к мощам не могла она приложиться сама – не могла выпрямиться, так и застыла перед ними, словно какой-то оживший скорбный знак вопроса. И только подняли ее на руки добросердечные киприоты, только приложили к раке с мощами, как на глазах у них произошло чудо: распрямился искривленный позвоночник, случилось то, на что не надеялась, да и не могла надеяться бедная старушка.

Она действительно была бедной, хотя и обогатилась так внезапно даром Божественной благодати, у нее не было ничего, что она могла бы принести святому в благодарность за свое исцеление. И тогда она оставила здесь то, что было ей уже не нужно,– свою клюку, без которой прежде не могла сделать и шага.

…Я подхожу к мощам святого Иоанна, склоняюсь над ними, вижу его в драгоценном облачении с посохом в руках, вокруг меня люди, которые о чем-то просят его, за что-то благодарят… И я вдруг чувствую такую радость от того, что "нашего", русского святого здесь так любят, что для греков он уже давным-давно "свой", родной, близкий, бесконечно дорогой. Может, от этого здесь это неясное, пробивающееся сквозь все впечатления дороги ощущение "дома", чего-то русского, такого знакомого и любимого? Может, поэтому женщина в свечной лавке, едва услышав, что я из России, тотчас даром отдает мне все оставшиеся здесь экземпляры книги о чудесах святого, изданной на русском языке? Не знаю, наверное, в этих чувствах тоже очень много субъективного…

-5

…Приходит время уезжать. Ранний подъем в гостинице, старенькая "Ауди" с уже знакомым нам и тоже немолодым понтийцем у входа… Афинский аэропорт… Самолет берет разгон, немного вздрогнув, отрывается от земли. И мы… мы тоже словно что-то отрываем от сердца, не зная, приведет ли еще когда Господь побывать здесь: войти под своды "Агиос Спиридонос", преклонить колена перед могилой старца Паисия, остановиться надолго перед иконой великомученицы Анастасии, испросить благословения у святителя Нектария. Тринадцать дней – время прошло удивительно быстро, и хотя были в пути мелочи, доставлявшие неудобство, огорчавшие, даже вызывавшие легкую досаду, все равно эти две недели воспринимаются как чудо. А с чудом так не хочется расставаться!

И если есть на душе скорбь, то она очень легкая, светлая. Мы уезжаем утешенные – утешенные нашими небесными заступниками и покровителями, согретые их любовью и теплом. И сердце, несмотря ни на что, живо упованием – и на то, что они не забудут нас, и на то, что когда-нибудь мы их обязательно увидим – там, где уже нет расставания, нет места печали.