Рассказывает Мария Княжер, контент-продюсер Skysmart
Если для малышей авторитет учителя непререкаем, подросткам этого недостаточно, чтобы учиться осознанно и с удовольствием. Им нужен контент, в котором с ними говорят на равных — и на их языке.
Однако и учителей, и родителей часто пугает контент, который нравится подросткам: слишком яркий, слишком плоский, слишком странный. И тогда они либо предлагают ученикам понятные, но скучные материалы — и те зевают на уроках — либо копируют модные форматы, не понимая, как они работают, и вызывают у подростков насмешки, а не любопытство и интерес к учебе.
Расскажу, как мы делаем уроки английского для подростков в Skysmart, которые им действительно нравятся, чтобы вы могли воспользоваться нашим опытом.
Что же на самом деле интересно подросткам?
В поисках ответа на этот вопрос можно провести кучу опросов и исследований, прочитать экспертные мнения психологов и методистов — а еще можно «сходить на разведку»: посетить занятия для подростков и понаблюдать за их реакциями. Наконец, можно просто довериться их выбору — и постараться понять, что для них важно. На какие паблики и каналы они подписаны, что читают и смотрят, за кого переживают и кого ненавидят.
Например, давайте вместе посмотрим на сериал “Am Not Okay with This”. Главная героиня — школьница, которая внезапно обнаружила в себе суперсилы. Тут много на что можно обратить внимание: во-первых, на отношения с родителями и сверстниками, первая любовь, невзаимная любовь, отношения с учителями. Во-вторых, на то, какие подростки на самом деле — добрые, и это ранимые, агрессивные — и какими они хотят себя видеть в этом сериале.
Все это пригодится на уроках, поэтому мы выписываем такую информацию в отдельную таблицу.
Как это использовать, чтобы сделать контент уроков захватывающим?
В наших уроках есть четыре базовых составляющих: метод основа, включающая лексику и грамматику, детали из мира подростка, сюжет и визуальное оформление.
Методическая основа и грамматика — наиболее “консервативные” составляющие: к примеру, мы знаем, что сначала нужно пройти с учеником единственное и множественное числа существительных, и только потом — употребление артиклей “а” и “the”. А вот все остальное гибко меняется под контекст, который сейчас актуален для подростков — и лексика, и сюжет, и визуал.
Давайте посмотрим на примере урока на тему food & cooking. Тут есть грамматика: исчисляемые и неисчисляемые существительные, употребление some\any. Далее мы берем детали из мира подростков: мы знаем, что они любят фотографировать еду, очень трепетно относятся к тому, как они выглядят, к своему телу, к своему весу, интересуются темой питания, бодипозитивом. Некоторые блюда более модные — запостить в соцсетях бургеры, снэки, разноцветные лимонады и молочные коктейли в причудливых стаканах намного "круче", чем, к примеру, борщ, бутерброд с сыром, чай или пельмени. После того как мы нашли подходящий набор деталей из мира подростков, намного легче придумать сюжет урока. Например, в теме food & cooking можно готовить с учениками вегетарианский бургер.
После каждого шага урока ученик получит один из ингредиентов, а в конце урока соберет из них целый бургер. Последний этап, который очень часто и несправедливо игнорируют преподаватели - подходящее визуальное оформление. Подростки очень насмотрены, для них визуальная часть привлекательнее текстовой. Поэтому не забудьте подобрать к вашему уроку ярки и аппетитные картинки — такие, чтобы подростку хотелось выложить их в свой Instagram.
Однако мы понимаем, что по разным причинам преподаватель не всегда обладает ресурсами для каждого урока придумывать новые невероятные сюжеты - все-таки в Skysmart для этого работает целая команда методистов во главе с контент-продюсером!
Поэтому если ваши ресурсы ограничены, а уроки очень хочется сделать необычными, авторскими, запоминающимися и вовлекающими, то можно воспользоваться одной из следующих "секретных" техник:
Во-первых, можно поменять сюжет. К примеру, нам нужно сделать урок про цвета. Какая тема из мира подростков для этого подойдет? Пейнтбол, они его обожают — давайте стрелять по мишеням разноцветными шариками! Лимитированные коллекции кроссовок с кастомным дизайном — давайте раскрашивать кроссовки на платформе! Трудности в коммуникации и как их победить — пусть у нас будет герой, который не умеет различать цвета, а ученик ему поможет. В конце урока мы подарим главному герою специальные очки, которые помогают видеть разные цвета лучше — и к этому моменту подросток уже сам выучит, как они называются.
Во-вторых, можно поменять персонажа. А что если сделать семейное дерево, но не о своей семье, а, например, о родословной королевского корги? Но если поменять персонажа на корги и его родословную, снова станет интересно — свою семью ученик уже хорошо знает, а родословную корги нет. То же самое мы сделали с уроком об эмоциях: предложили пофантазировать, какие эмоции испытывают любимые мифические персонажи — зомби, вампиры, привидения. Вот Всадник без головы — скорее всего, он чувствует себя неуверенно, потому что не видит, куда едет. С такими необычными героями уроки становятся забавными и поднимают настроение не только самим ученикам, но и преподавателю.
В-третьих, можно поменять роли. Нам нужно обучить подростка лексике об учебе — listen, look, read и так далее. Пусть он сам станет преподавателем для персонажа, которого мы ему придумаем: например, бабушки, которая тоже захотела учиться онлайн.
В-четвертых, можно использовать юмор и парадоксы. Так мы превратили упражнение на исчисляемые и неисчисляемые существительные в вечеринку с фейс-контролем. На нее приходит молоко, но не может попасть внутрь — у него билет на одну персону, а само оно неисчисляемое. Поэтому молоко одевается в контейнер, который можно посчитать. Теперь оно стало исчисляемым, и у него больше нет проблем с фейс-контролем. Такие примеры, я уверяю вас, запомнятся навсегда, потому что эта ассоциация навсегда останется
в памяти.
Другой пример — Золушка попадает в наше время и осваивает самые современные навыки: вместо того, чтобы убираться, как в сказке, она открывает клининговую компанию. Необычный поворот запомнится ученикам — вместе с лексикой и грамматикой.
Почему для подросткового образовательного контента дизайн даже важнее, чем сюжет?
Потому что контент, который потребляют подростки в интернете — этот лучший контент на рынке, в который вкладывают усилия такие гиганты, как Netflix, YouTube, Instagram, TikTok. Подростки не просто привыкли к контенту высокого качества — он сформировал основу для их визуального восприятия мира. Именно дизайн образовательного контента делает нас крутыми экспертами в глазах учеников, потому что на него они обращают внимание в первую очередь и сравнивают с лучшими.
Для этого мы обращаем внимание на настроение, которые несет популярный у подростков контент — каким оно будет? Ярким, сочным, энергичным?
Еще мы смотрим, как одеваются любимые герои подростков, какие у них прически, какого цвета у них волосы, какие рюкзаки они носят, какие украшения выбирают. Какие бренды сейчас популярны, какие кроссовки должен носить самый крутой парень в классе? Какие наушники сейчас предпочитают подростки — беспроводные или с проводами, маленькие “втулки” или огромные накладные? Все эти элементы при создании подросткового контента очень важны. Для этого мы даже составляем карту референсов — картинок, которые подходят по стилю и настроению.
Популярно заблуждение, что картинки на уроках используются только как иллюстрации к упражнению. В современном мире картинка — это и есть упражнение: в ней должно быть много разных элементов, чтобы ее можно обсудить и задать настроение уроку. Сейчас одно из важных для нас направлений грамматические комиксы, где мы располагаем разные методические элементы урока на иллюстрациях: конечно, они привлекают подростков намного больше, чем просто текст с прикрепленной к нему картинкой, иллюстрацией или даже видео.
Экспериментируйте смело, как подростки
Пробуйте, комбинируйте и еще раз пробуйте — даже если вам это не всегда нравится и вы чувствуете себя неловко, когда смотрите стрим модного блогера. Готова пообещать, что через некоторое время вы втянетесь, а эксперименты станут приносить все больше и больше открытий, которые вы сможете использовать на своих занятиях.