Найти тему

А возраст имеет значение? Когда начинать изучение языка?

Оглавление

Есть ли идеальное время для изучения языка? Многие скажут: «Чем раньше, тем лучше!», но всё ли так однозначно? О способах, плюсах и минусах изучения языка в разном возрасте поговорим ниже.

Языку все возрасты покорны

В раннем возрасте дети не учат язык, а присваивают его в качестве родного — в этом вся прелесть раннего развития. В России и в особенности за границей открыты десятки билингвальных школ, в которых дети 3-4 класса уже говорят на 2-4 языках. Сравнивая с тем, как тяжело даётся другой язык взрослым, приходишь к мнению – учить язык надо как можно раньше. Но наука подходит к этому вопросу не так однозначно, учёные подчёркивают: у каждого возраста свои преимущества. Зная их, можно правильно расставить акценты, а воспитывая детей, выбрать самое подходящее время.

0+: Учим язык с младенчества?

-2

С младенчества учат язык дети из двуязычных семей, когда мама и папа говорят на двух языках – так формируется билингвальная среда, а дети вырастают билингвами и владеют двумя языками как родными. Другой вариант «впитывания» двух языков – постоянное общение с носителем языка: гувернёром, няней или учителем. Иногда родители просто начинают знакомить малыша с иностранным языком, формируя базу для изучения языка в более сознательном возрасте.

Плюсы

  • Ребёнок легко учится в игровой форме без принуждения и подражает учителю
  • Гибкие мозговые структуры обещают впечатляющие результаты. По данным психологов, лучше всего дети впитывают язык с 1,5 до 9 лет: в это время мозг лучше всего воспринимает и запоминает звуки иностранной речи
  • Формируется интуитивное восприятие языка
  • Есть шансы, что второй язык станет родным при условии, что родители разных национальностей или при постоянном общении с преподавателем-носителем языка.

Недостатки

  • Искусственно создать билингвальную среду сложно и не так эффективно
  • Главный недостаток учить язык с ранних лет – отсутствие осознанности у малыша
  • Некоторые психологи считают, что малыш ещё не готов, против раннего развития
  • Изучение иностранного языка может негативно влиять на освоение родного, например, в постановке звуков.

Как обучать

-3

Дети дошкольного возраста учат язык только через игровую форму и по собственному желанию. Нельзя забывать, что в этот период у детей формируются ассоциативные связи, которые будут двигать ими всю жизнь. Если иностранный язык ассоциируется с чем-то неприятным, то большого прогресса можно так и не достичь.

Что подразумевает игровая форма обучения?

  • Просмотр мультиков и прослушивание иностранных песенок
  • Чтение детских книжек на иностранном языке
  • Иностранные азбуки
  • Карточные игры на иностранных языках.

Для устойчивого результата важна системность занятий: например, можно попробовать «играть в английский» по 10 минут в день.

3-5 лет: идеальный старт для знакомства

-4

Здесь приведём мнение известного педиатра и неонатолога Анны Левадной: «Если вы чувствуете в себе силы заниматься с детьми, то я не против, чтобы это было прямо с рождения. Лично я считаю это не очень эффективным, и для меня оптимальный возраст начала изучения второго языка – это всё-таки тогда, когда ребёнок уже хорошо говорит на своём родном языке».

Плюсы

Большинство психологов и педагогов считают этот возраст лучшим стартом:

  • Ребёнок уже достаточно хорошо освоил родной язык, познакомился с его структурой, изучил большой словарный запас
  • Работа мозговых центров направлена на изучение языка: мозг ещё гибок, активен и с лёгкостью воспринимает иностранную речь. Дети с поразительной скоростью схватывают произношение и интонацию
  • Развивается произвольное внимание, легче сконцентрироваться на учебном процессе
  • Нет страха перед использованием языка – в этом возрасте дети не сталкиваются с языковым барьером.

Недостатки

  • Риск создания негативного эмоционального фона, который отобьёт желание на долгие годы
  • Сложность организации учебного процесса с учётом особенностей малыша
  • Дети быстро теряют интерес без разнообразия игр
  • Потребность в постоянной мотивации и нежелание учиться
  • Ребёнок переживает непростой кризис трёх лет, дополнительная нагрузка может оказать негативное влияние на его развитие.

Как обучать

Все занятия должны быть в игровой форме и приносить только положительные эмоции. Большую пользу принесут регулярные занятия по 10-15 минут в день. Обычно в этом возрасте эффективны:

  • Знакомство с другим языком можно с мелочей, например, комментируя свои действия: «мама готовит завтрак», «мы идём гулять», «дедушка смеётся»
  • Изучение базовых знаний: название цветов, животных, еды
  • Просмотр мультиков, прослушивание песенок, запоминание стишков.

5-10 лет: хороший возраст для начала системного обучения

-5

Конечно, в раннем развитии речь идёт о минимальной нагрузке на детскую психику — с 5 лет дети больше готовы к эффективному освоению языка.

Плюсы

  • Дети к этому возрасту уже хорошо владеют родным языком
  • Осмысленное изучение языка: если была заложена база и представление о языке, у ребёнка не возникает сложностей с дальнейшим изучением новых слов
  • Хорошие навыки самоорганизации: сформировано произвольное внимание, 20-25 минут большинство могут «усидеть» на уроке
  • К 7-8 годам дети полностью готовы учить язык и через несколько лет они могут даже перегнать сверстников, начавших учить язык в раннем возрасте.

Недостатки

  • Возникает острое ощущение страха ошибки и социальные ожидания. В это время детей легко разочаровать и отбить желание учиться, поэтому важно организовать процесс обучения грамотно
  • Часто подача материала в школе разочаровывает детей.

Как обучать

Даже с развитой усидчивостью и произвольным вниманием для детей урок – это приключение: там должно быть интересно, ярко, красочно. К этому возрасту открываются новые возможности:

Наиболее приемлемая форма – обучение в группе, потому как дети в этом возрасте активно общаются со сверстниками, учатся их выслушивать. Приведём мнение доцента кафедры психофизиологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, кандидата психологических наук Валерии Демаревой: «Начинать надо, конечно же, не с алфавита. Тут подойдет метод погружения: с детьми можно петь, учить простые стихи, отдельные фразы, смотреть короткие мультфильмы. Занятия с преподавателями один на один лучше отложить до более старшего возраста — детям нужно максимально воссоздать реальную ситуацию общения и со сверстниками, и со взрослыми. Один на один можно родителю играть с ребенком».

10+: Свои преимущества

-6

Но что делать, если познакомить с языком сына или дочку в раннем возрасте не удалось? Неужели всё пропало? Педиатр и неонатолог Анна Левадная даёт следующий совет: «Не бойтесь упустить момент! Начинать обучение иностранному языку оптимально до 12 лет, ведь именно до такого возраста мозг готов воспринимать сколько угодно языков».

Плюсы

  • Сформирована внутренняя мотивация: часто дети старше 10 лет уже могут сами почувствовать интерес и потребность в изучении другого языка, сделать собственный выбор
  • Ребенок изучает язык осознанно. Если учить язык в раннем возрасте, дети могут не совсем хорошо понимать некоторые явления на русском, поэтому и на английском они освоят их механически. Изучение языка в более зрелом возрасте сулит больше шансов глубокого понимания предмета
  • Да, в этот период мозг не сфокусирован первым делом на изучении языка, но ведь это отличный повод к его тренировке! Уроки иностранного отлично разовьют память, мышление и речь.

Недостатки

  • Возможно, будет недостаточно времени для освоения полной программы к концу школы
  • Риск слабой подготовки к итоговым экзаменам
  • Меньше гибкости, чутья и тяги к познанию.

Как обучать

В подростковом возрасте школьник сталкивается с языковым барьером, старается соблюдать все правила грамматики, у него складываются сильно завышенные ожидания. Как никогда важно научить ребёнка относиться к другому языку как к полезному инструменту общения, а не воспринимать его как непреступную крепость. Поэтому так важно начинать учить язык если не рано, то грамотно, чтобы была заложена прочная база и иностранный не был чем-то экзотическим, сложным и не понятным.

18+: Если очень хочется?

-7

Возраст до 12 лет действительно особенный: дети могут стать билингвами – носителями двух языков, сформировать позитивное отношение к языку и заложить крепкую базу. Но когда этот период подошел к концу, мы учим язык как иностранный с примерно одинаковой эффективностью что в 15, что в 25 лет. Научные исследования доказывают: для изучения языка нужно аналитическое мышление, способность учиться, созревшая лобная кора, оттого у взрослого человека свои преимущества при изучении языка.

Плюсы

  • Концентрация внимания
  • Произвольная память
  • Умение учиться
  • Тренировка мозга
  • Личный интерес.

Недостатки

Учить язык сложно: структуры мозга, отвечающие за развитие речи становятся менее гибкими, потому учёба – большой труд.

Антонелла Сорейс, профессор Эдинбургского университета, глава Центра по вопросам двуязычия, отмечает: «Не все способности, необходимые для усвоения языка, ухудшаются с возрастом. Маленькие дети практически не воспринимают осознанное обучение, потому что не могут сконцентрировать внимание, контролировать мыслительные процессы. Их память функционирует иначе. А взрослым такой способ обучения дается легче, и с возрастом подобные навыки только улучшаются».

Как учить язык

Отлично зарекомендовала себя коммуникативная методика, то есть обучение без языка-посредника. Весь учебный процесс строится на иностранном языке, условия языкового погружения приводят к быстрому переходу на практику уже на первых уроках. При этом учитель по-хорошему говорит 30% учебного времени, а 70% – звёздный час студентов. В последнее время на эту методику перешли практически все школы и специализированные центры. Что касается формата обучения, то уже со школьного возраста дети могут заниматься индивидуально с преподавателем или учить язык в группах.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

После какого класса лучше всего поступать в школы Англии?

Престижные частные школы за рубежом, ведущие колледжи за границей и в Европе

«Зачем мне это изучать»: предметы, изучение которых кажется тратой времени