Пандемия, ставшая логическим продолжением начавшегося, еще в 2008-м, экономического кризиса вряд ли добавила в наше общество стабильности, скорее продемонстрировала линии раскола. Не миновали они, увы, и Церковь.
В определенном смысле, если и не расколом, то, скажем так, рельефным обозначением внутрицерковных проблем стали: запрет в служении протодиакона Андрея Кураева и конфликт патриарха с уральским схиигуменом Сергием (Романовым).
Оба обозначили два направления, выразившие критическое настроение к тому, что ныне происходит в Церкви.
Не вся, далеко не вся, но некоторая часть православной интеллигенции, либерально настроенной, выступила на стороне опального протодиакона. Это сравнительно небольшая группа, ориентированная на радиостанцию «Дождь» и «Эхо Москвы». Полагаю, что среди нее собственно процент церковных людей не так уж и велик, многим просто нравится хайп, связанный с критикой патриархии – неважно: обоснованной или нет.
Более опасен для нашей Церкви тренд на раскол по линии конфронтации: схиигумен Сергий – патриархия. Я уже писал, что интеллектуальный ренессанс, символом которого был в девяностые отец Андрей, увы, завершился наступлением эпохи, образно выражаясь, ломателябабчерез колена протоирея Ткачева. К слову, его запрещать никто и не собирается. К сожалению. А его популярность у православных женщин может вызвать профессиональный интерес у психолога.
Крайним выражением данного тренда стали фундаменталистские тенденции среди части верующих, выразителем которых и стал опальный схиигумен. Их суть: апокалиптические настроения, педалирование темы антихриста, жесткое неприятие даже не экуменизма, а каких-либо вообще контактов с инословными, ориентация в церковной жизни на обрядоверие и странные «пророчества» старцев.
При этом, на мой взгляд, уровень богословской подготовки фундаменталистов сравнительно невысок, равно как и невысок уровень их образования в целом. В массе своей они достаточно агрессивны, любят байку про то как, якобы, святитель Николай врезал Арию, и при случае ее цитируют где ни попадя.
Впрочем, я не думаю, что противостояние обернется расколом. Равно как и не думаю, что в нынешних условиях патриарх заинтересован в эскалации конфликта, что с протодиаконом, что со схиигуменом. Особенно с последним. Ибо отдает себе отчет в опасности оного – схиигумен Сергий представляет собой значительно более харизматичную и влиятельную фигуру, нежели ушедший в раскол епископ Диомид, и конфликтовать с ним – себе дороже. Да и не случайно отец Сергий записал свое обращение на фоне патриарха Алексия.
В общем, полагаю, в скором времени оба будут восстановлены в служении. Правда, тут многое зависит и от самого схиигумена, способного отказаться от компромисса с Москвой.
А вы что думаете, грозит нашей Церкви раскол?
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.
Игорь Ходаков