В сглаз многие люди верят и поныне. Отсюда - так знакомые нам плевки через левое плечо, постукивания по дереву и проч. Отсюда же - прилагательное глазливый.
Больше всего, пожалуй, люди боятся сглазить детей. Поэтому многие мамы, к примеру, не выкладывают в интернет фото своих детей маленького возраста.
Приходится слышать и рассказы о том, как вишня приносила богатый урожай из года в год, а после громкой похвалы соседки на следующий год засохла. Вера в сглаз известна давно и существует повсеместно. Ни повышение общего уровня образования, ни развитие науки, ни религия не смогли справиться с ней.
В этом материале я не буду призывать верить или не верить в сглаз, вообще как-либо оценивать предмет нашего разговора.
Это не мои домыслы, фантазии, мнение, а сведения из интересной для меня научной статьи И.С. Веселовой и Ю.Ю. Мариничевой «Жаба тебе в рот», «фига в кармане» и другие способы ответить на похвалу, которая написана по материалам экспедиций на Русский Север. Возможно, что-то будет интересно и читателю.
Кто и как может сглазить человека? Люди с "темным взглядом". Инородцы. Родственники, особенно мать ребенка. "Задумчивые посетители". Тайные завистники и те, кто хвалит. Если не хочешь сглазить детей - "хвалить их нельзя, ойкать нельзя и просто смотреть на них нельзя". Особенно нельзя хвалить ребенка, выделяя его как самого умного, сильного и т.п.
Как взрослые защищают детей от собственного нечаянного сглаза?
1. Если человек входит к ребенку, он берет щепку или спичку в рот.
2. Произносится магическая формула «Чур черных, чур белых, чур своих, чур чужих, чур меня и есть», сопровождаемая плеванием.
Если же ситуация распознана как угрожающая сглазом со стороны другого человека, делают следующее.
1. Стучат костяшками пальцев друг об друга и говорят «Тьфу тебя» либо произносят формулу со словом "чур" и моют дитя.
2. В кармане рукой делают фигу и говорят: "Жаба тебе в рот, жаба тебе в рот".
По отношению к агрессору "суют фиги", поплевывают в его сторону, шепчут измененным голосом, "теребят в руках булавки" и т. д. Если определено, кто сглазил кого-либо, чтобы снять порчу, нужно взять и сжечь ботинок агрессора.
Фиксируется заметная разница между городской и сельской культурой: в первой важно дурное намерение хвалящего, приводящее к сглазу; во второй считается, что нет - сглазить может любой.
(За подробностями отсылаю к самой статье, ссылка на которую дана выше).
Читателю могут быть интересны другие материалы:
Алексей Сидоренко