“Я готова возить своих детей в языковую школу, тратить время в пробках и ожидании окончания урока. Эта идет в ущерб комфорту и противоречит рациональному тайм-менеджменту. Но оно стоит того, и я убеждена, что именно в классе во время живого общения с педагогом и учениками мои дети получают максимальный образовательный эффект! Я жду с нетерпением, когда ваши языковые школы опять откроют свои двери и вернутся из интернет-пространства в реальное!” – слова одной из мам наших учеников.
Так почему родители после весенней самоизоляции с такой остервенелой настойчивостью стремятся к традиционному оффлайн-обучению своих детей?
Давайте разбираться:
- Слишком много пребывания в виртуальном пространстве. Ребенок пресыщается взаимодействием с миром исключительно через цифровые устройства. Он быстро утомляется, с трудом выдерживая урок, каким бы насыщенным и интересным тот не был.
- Потребность в коммуникации у большинства детей не компенсируется онлайн-занятиями. Им нужно живое общение со сверстниками и педагогами.
- Виды обучающей деятельности на оффлайн-уроке разнообразнее, чем во время онлайн-занятий формата “смотрю-слушаю-говорю”. Во время работы в классе идет четкое переключение между работой в парах, просмотром видео с обсуждением, проверкой домашней работы, письменными заданиями у доски, физическими разминками, живым юмором, объяснением нового материала и образовательными играми. Ребенок не сидит перед монитором или с телефоном в руках весь урок, а принимает активное участие в интенсивном и порой даже захватывающем обучающем процессе. Ему интересно, а значит, он легко обучается и усваивает новый материал.
- Находясь в классе с детьми, учитель тонко чувствует настроение и вовлеченность учеников, быстро находит контакт с ними, мгновенно получает обратную связь. Как дирижер управляет оркестром, так и педагог – уроком, снижая темп подачи информации, ускоряя его или меняя направление. Во время онлайн-урока это сделать намного сложнее даже опытному энергичному специалисту.
- Дисциплина и концентрация внимания – болевые точки дистанционного обучения. Да, у него есть очевидные преимущества, ставшие основой большинства рекламных посланий онлайн-образования. Это экономия времени и возможность занятий из любой точки мира: из дома или дачи, из туристической палатки в лесу или со средиземноморского побережья. Только обо одном умалчивают – об общей расслабленности в домашней обстановке и атмосфере отпуска. Даже взрослые за время карантина на себе прочувствовали, насколько непросто настроить себя на работу в условиях “удаленки”, если нет должной самоорганизации или регулярного контроля руководства.
В текущих обстоятельствах онлайн-образование не имеет себе альтернатив, но при всем информационном многообразии, наличии огромного выбора цифровых обучающих материалов всё еще проигрывает оффлайн-обучению дошкольников и младших школьников. Тем не менее, иностранные языки не утратили своей актуальности. Наблюдается стабильный спрос на изучение не только английского, но и других языков. И да, в бешеном темпе нашей жизни даже у детей наблюдается нехватка свободных часов, так необходимых для перезагрузки и отдыха. Именно тогда время, сэкономленное на поездке до языковой школы и обратно, становится таким ценным. Онлайн-образование выходит на передний план, но ему нужны существенные качественные трансформации в сжатые сроки.
КАК ПРОХОДИТ УРОК
Лето – это короткая передышка перед новым учебным годом, позволяющая вывести на новый уровень онлайн-изучение иностранных языков для детей в индивидуальном и групповых форматах. Взрослые довольно давно пользуются услугами дистанционного образования и преуспевают в этом благодаря своей высокой мотивации на учебу и организованности. Но дети пришли к такой форме обучения совсем недавно, и им сложно быстро адаптироваться.
Задача перед родителями - сформировать ответственное отношение к дистанционному обучению у своих детей. Задача педагогов и методистов языковых школ – организовать онлайн-обучение для максимального вовлечения своих учеников в образовательный процесс, свободного взаимодействия друг с другом и учителем, полноценной проработки навыков письма, говорения, аудирования, усвоения грамматики, поддержания интереса на протяжении всего урока.