Автор: Анна.
Люблю алкоголиков. Люблю сифилитиков. Люблю самоубийц. Люблю безумцев. Ко мне - одинокие, несчастные, непонятые фрики, идите на огонь Тыжисторика. Потому выбираю Ван Гога, а не Сезанна, Хармса, а не Мариенгофа, Тулуз-Лотрека, а не Дега. Последний (в смысле, Лотрек) вобрал в себя все пороки мира и логически не завершил жизнь самоубийством лишь потому, что сифилис и алкоголизм прикончили его чуть раньше веревки, лезвия или какого-нибудь жерла вулкана (Эмпедокла тоже люблю).
Биография Тулуз-Лотрека не столько любопытна, сколько горька.
Клинический уродец, одинокий аристократ на дне парижской жизни, любвеобильный повеса, запертый в безобразном теле и получающий ласки лишь от женщин с пониженной социальной ответственностью - это всё он. Но раз уж у статейки случилось такое название, попробуем выжать из горьких страниц жизни постимпрессиониста щепотку любопытного.
1. О, я самый больной в мире человек
На Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрека возлагались большие надежды, как и бывает с единственными отпрысками из знатного рода. Ему полагалось красиво скакать на коне, лупить из ружья по каким-нибудь зайцам, соревноваться с папашей по части любовных побед и населять фамильный замок босоногими графами.
Однако, будущий художник завалил программу-минимум еще на стадии лошади, с которой (по одной из версий) неудачно свалился в отроческом возрасте и сломал шейку левого бедра. Через год он проделал то же самое с шейкой бедра на правой ноге, что было вовсе зря, имея в анамнезе неустановленное генетическое заболевание, подаренное, вероятно, его бабуленьками - родными сестрами. Конечности перестали расти, а к прочим бедам добавились неестественно большая голова, деформация костей черепа, аномалия развития скелета и карликовость. Такова была наружность постимпрессиониста.
При жизни художника никто особо не пытался поставить ему диагноз, но позже загадочное заболевание стало предметом врачебных споров. Де Тулуз был саркастичным типом, и думаю, ему понравилась бы возня докторов в его хромосомных мутациях и музыкальное звучание его предполагаемых диагнозов. Ахондроплазия, пикнодизостоз, остеохондродисплазия, болезнь Лобштейна - Вролика («хрустальный человек»), синдром Миллера - Риббинга - Клемента. Баталии о болезни графа проводятся по сию пору.
2. Я пытался сделать то, что верно, но не идеально
Лотрек стал известнейшим художником-плакатистом, вдохнувшим жизнь в потрепанный жанр и заткнув олдскульных творцов без огня и искры. В Париже на тот момент (приблизительно 1890 год) прочно прописался Жюль Шере, считающийся отцом плакатного искусства. Основательному, серьезному, и чего уж там, скууучному Шере удавалось обдать своей липкой пасторалью даже рекламные афиши «Мулен Руж». В этом царстве идиллической скукотищи и возник озлобленный, неудовлетворенный, с душевными нарывами Тулуз-Лотрек, не считающий нужным что-то там лакировать и приносить правду в жертву красоте.
Его дебютный плакат, изображающий известных канкан-исполнителей Ла Гулю и Валентина Бескостного взбодрил парижскую публику и принес художнику долю популярности.
3. И немедленно выпил
В загашнике Лотрека была сотня историй про алкоголь. На заре жизни, как это часто бывает, истории играли в мажоре.
– А помнишь, друг Ренуар, как Ван Гог усадился абсентом и свалился в Сену, - мог бы вспоминать Лотрек, положим, в 1880-е, хватаясь за живот от смеха и прикладываясь к своей знаменитой «ликерной трости», куда он заливал до литра бренди.
- А старый дурак Верлен такой - гы-гы-гы - Ван Гог утоп, - вторил бы графу Ренуар, мешая абсент с апельсиновым соком.
Де Тулуз со вкусом выпивал и со вкусом спаивал, любил шумные компании и часто брал на себя роль бармена. Он экспериментировал с алкоголем, сочетал несочетаемое, мешал несмешиваемое. Его рукам приписывают коктейль «Землетрясение», способный, и правда, выбить почву из-под ног, на основе абсента и бренди.
Но вскоре алкогольная зависимость перестала прикидываться ласковой подругой, и Лотрек понесся по наклонной, увеличивая градус и теряя рассудок. Допившись до зеленых чертей, он загремел в психлечебницу. Спустя 3 месяца обновлённый художник покинул стены больницы с формулировкой:
ввиду амнезии, изменчивости характера, слабоволия необходимо во время пребывания мсье Анри де Тулуз-Лотрека вне лечебного учреждения обеспечить постоянное наблюдение за ним, как физическое, так и нравственное, чтобы не давать ему возможности вернуться к прежнему образу жизни и тем самым обречь себя на рецидив, который будет опаснее первых припадков
Однако, скучный ЗОЖ не побуждал к творчеству и не мог питать Лотрековскую тьму. Де Тулуз вернулся к прежнему образу жизни, обогатил копилку новыми поэтичными диагнозами (синдром Вернике - Корсакова и нейросифилис) и умер в возрасте 36 лет от непонятно чего и от всего сразу.
4. Я окончательно поселюсь в борделе
Имея пылкий темперамент и отталкивающую наружность, Тулуз-Лотрек не мог рассчитывать на искренние чувства добропорядочных женщин. Правда, какое-то время с ним делила ложе натурщица и будущая художница Сюзанна Валадон, по всему – женщина приличная. Валадон частенько кочевала по постелям именитых художников, но ежели с гениями и забесплатно, то это не считается.
Мари (настоящее имя Валадон) нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот – привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать "красиво", его зачастую бичующие карандаш и кисть - А. Перрюшо.
Устав от вранья и актерских припадков пассии, художник порвал с Сюзанной и переселился в парижский публичный дом, подальше от фальшивой игры, поближе к естеству.
Дом терпимости как нельзя лучше подходил для пристанища уязвленного, рефлексирующего карлика. Блудницы не замечали уродства и неполноценности художника, не отводили взгляд от его увечий. Он платил им обходительным отношением, ценными подарками и задушевными разговорами.
Погруженный на социальное дно, Лотрек создал знаменитый цикл картин с мотивами из жизни падших женщин и получил в награду известность и сифилис.
Лайк и подписка на канал окрыляют одного Тыжисторика)
ЧИТАЙТЕ также:
9 неочевидных авиачудес с полетами и пролетами