Найти тему
Мария Руткаускас

Букварь (1952) Воскресенкой А.И. развивает логику

Все почему–то думают, что развитием логики в советское время занимались исключительно благодаря предмету «Логика». Но советское образование, особенно в период правление Сталиным, не было бы советским, если бы развитием логики ни занимались и на других предметах.

Так как я, по профессии, - учитель начальных классов и методист, я очень глубоко занимаюсь изучением начального образования сталинского периода. И скажу вам, что развитием логики начинали заниматься с обучения грамоте.

Как это происходило сейчас покажу на примере букваря Воскресенской А.И. образца 1952 г.

Первые шаги начинались с элементарных вещей.

Картинка №1

Итак, посмотрите на картинки. Луша шьёт сумку. Лора шьёт платочек, ну а Лара шьёт кукле. Что общего? Девочки шьют.

Посмотрите на первый столбик слов, что общего? Имена девочек.

Третий столбик слов, что общего? Второй слог ло.

Четвертый столбик. – Из этих слов можно составить предложение. Лора мыла Лару.

Картинка№2

-2

- Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (животные)

- Какая картинка лишняя? (лошадь - домашнее животное, а хорь и лось - дикие; хорь – маленькое животное, а лошадь и лось - крупные)

Картинка№3

-3

Что же здесь?

Третий столбик – деревья, которые пилят и тот самый инструмент, которым пилят.

Четвертый столбик – это действия. Можно и лишнее слово найти, какое? Пилили – все слоги с буквой и.

Картинка №4

-4

Второй и третий столбик. В чём разница? В количестве слогов.

Четвертый столбик. Первое слово – это когда один. Второе слово – когда много.

Картинка №5

-5

Четвёртый столбик – общая тема «Весна».

Картинка №6

-6

Картинки – общее, птицы.

Например: второй столбик – слова относятся к слову гора.

Третий столбик. Первая пара слов – это один / много. Вторая пара слов то же самое.

Картинка №7

-7

Например: четвёртый столбик – на конце слова мягкий знак.

Картинка №8

-8

Например: четвёртый столбик слов – детёныши, окончание – ёнок.

Картинка №9

-9

Третий столбик – что лишнее? Пилю. Остальные слова связаны с приготовлением пищи.

Четвёртый столбик – уменьшительно-ласкательные от имён собственных. Окончание – юша.

Картинка №10

-10

Первый столбик слов – первый звук мягкий.

Второй столбик – первый звук твёрдый

Я показала вам лишь малую часть того что есть в букваре Воскресенской А.И. образца 1952 г.

Итак, как видите, развитием логики занимались на самом первом этапе обучения. И эту задачу должны были выполнять учителя, правильно задавая вопросы ученику.

Чтобы уметь правильно задавать вопросы на развитие логики, приходите на Практикум Марии Руткаускас «Урок грамоты» https://vk.com/semeinoe_obrvos?w=wall-101902578_10673

(с) Мария Руткаускас https://vk.com/semeinoe_obrvos