Все почему–то думают, что развитием логики в советское время занимались исключительно благодаря предмету «Логика». Но советское образование, особенно в период правление Сталиным, не было бы советским, если бы развитием логики ни занимались и на других предметах.
Так как я, по профессии, - учитель начальных классов и методист, я очень глубоко занимаюсь изучением начального образования сталинского периода. И скажу вам, что развитием логики начинали заниматься с обучения грамоте.
Как это происходило сейчас покажу на примере букваря Воскресенской А.И. образца 1952 г.
Первые шаги начинались с элементарных вещей.
Картинка №1
Итак, посмотрите на картинки. Луша шьёт сумку. Лора шьёт платочек, ну а Лара шьёт кукле. Что общего? Девочки шьют.
Посмотрите на первый столбик слов, что общего? Имена девочек.
Третий столбик слов, что общего? Второй слог ло.
Четвертый столбик. – Из этих слов можно составить предложение. Лора мыла Лару.
Картинка№2
- Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (животные)
- Какая картинка лишняя? (лошадь - домашнее животное, а хорь и лось - дикие; хорь – маленькое животное, а лошадь и лось - крупные)
Картинка№3
Что же здесь?
Третий столбик – деревья, которые пилят и тот самый инструмент, которым пилят.
Четвертый столбик – это действия. Можно и лишнее слово найти, какое? Пилили – все слоги с буквой и.
Картинка №4
Второй и третий столбик. В чём разница? В количестве слогов.
Четвертый столбик. Первое слово – это когда один. Второе слово – когда много.
Картинка №5
Четвёртый столбик – общая тема «Весна».
Картинка №6
Картинки – общее, птицы.
Например: второй столбик – слова относятся к слову гора.
Третий столбик. Первая пара слов – это один / много. Вторая пара слов то же самое.
Картинка №7
Например: четвёртый столбик – на конце слова мягкий знак.
Картинка №8
Например: четвёртый столбик слов – детёныши, окончание – ёнок.
Картинка №9
Третий столбик – что лишнее? Пилю. Остальные слова связаны с приготовлением пищи.
Четвёртый столбик – уменьшительно-ласкательные от имён собственных. Окончание – юша.
Картинка №10
Первый столбик слов – первый звук мягкий.
Второй столбик – первый звук твёрдый
Я показала вам лишь малую часть того что есть в букваре Воскресенской А.И. образца 1952 г.
Итак, как видите, развитием логики занимались на самом первом этапе обучения. И эту задачу должны были выполнять учителя, правильно задавая вопросы ученику.
Чтобы уметь правильно задавать вопросы на развитие логики, приходите на Практикум Марии Руткаускас «Урок грамоты» https://vk.com/semeinoe_obrvos?w=wall-101902578_10673
(с) Мария Руткаускас https://vk.com/semeinoe_obrvos