Голландская живопись... как много в этой фразе. Разнообразная, таинственная, эмоциональная, сюжетная. Это моя страсть, и предмет моего исследования в институтские годы.
Голландская школа живописи была моей любимой в пору ученических изысканий и изучения мирового искусства. Всегда меня завораживали эти немного мрачноватые пейзажи, наполненные пространством и тонким сплетением света и тени, сложные жизненные сюжеты современников автора, со своими заботами, развлечениями, индивидуальностью. Можно долго рассматривать полотно, представляя судьбы персонажей, находя все новые индивидуальные черты и характеры.
Особенным статусом наделен так называемый "Золотой век" голландской живописи, самая выдающаяся эпоха в нидерландского искусства, приходящаяся на XVII век. "Золотой век" подарил нам работы таких живописцев, как Халс и Вермеер, вы наверняка видели их работы, хоть и не зная авторства.
Пожалуй, самым выдающимся представителем "Золотого века" был непревзойденный мастер светотени, гравюры и кисти, великий портретист и просто величайший мастер своего времени - знакомьтесь:
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года в семье мельника в Лейдене, где учился живописи и работал до 30 лет, после чего переехал в Амстердам. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей.
Тогда же назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина "Ночной дозор" вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, то есть по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов — ясность и монументальность крупнофигурных композиций.
Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних портретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат. В последний год жизни голландский живописец создал свой главный шедевр – монументальное полотно "Возвращение блудного сына", воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.
Многие известные картину Рембрандта выставлены в "Зале Рембрандта" в Эрмитаже, и их может увидеть каждый. Среди них "Возвращение блудного сына", "Даная", "Портрет старушки", и другие.