Экскурс в историю одного из атрибутов кино-злодеев
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствует репост материала в соцсетях!
На мысль о необходимости создать этот материал нас натолкнул один из сюжетных поворотов, который был использован в «черной комедии» «Ты, должно быть, убийца» (2018). В этой пародии на слэшеры обладание «злой маской» делало персонажа злодеем, хотя он сам это не осознавал.
По большому счету подобная идея уже излагалась в фильме 1994 года «Маска», который фактически вознёс Джима Керри на вершину «Кино-Олимпа». Различие состояло лишь в том, что маска в данном случае лишало человека воли. Опять же маска делала её обладателя нарушителем закона, но не злобным маньяком. Причина этого крылась в том, что это была маска скандинавского божества Локи, известного своим лукавством.
Маска в истории и этнографии, это отнюдь не единичный предмет, а объект со множеством смыслов. Начиная от масок (рож) русских скоморохов, который позволяли на Масленицу «превращаться» в медведей, до масок тайных мужских союзов, появление которых среди ночи наводило жуткий ужас. Однако в кинематограф злая маска по сути попала из литературы, а именно из рассказа Эдгара Аллана По «Красная маска смерти» (этот момент бы обыгран в триллере «Ворон»)
По большому счету тотальное шествие масок по недрам мрачного кинематографа можно выводить из 1974 года, когда был снят фильм ужасов «Техасская резня бензопилой», где отрицательным персонажем выступал Бубба Сойер, так же именуемый из-за отталкивающей маски «кожаным лицом»
Затем был 1978 год, когда гений малобюджетного кино Джон Карпентер снимает «Хэллоуин», в котором действует маньяк Майкл Майерс. Именно этот персонаж облачен в белую маску. Это важный ритуальный элемент, так как преступник с детства был одержим духом кельтского праздника Самхейн.
Именно это породило второго кино-злодея, Джейсон Вурхиза из фильма «Пятница, 13» (1980). Он также безумный серийный убийца, он также облачен в маску. Но есть различия. Джейсон сам по себе является призраком. Например, в фильме «Фредди против Джейсона» показано, что он является олицетворением воды, позволяющей ему воскресать. Опять же маска у него не совсем ритуальная, а хоккейная.
Развитие образа злодея в маске происходит благодаря легендарной сцене из культового триллера «Молчание ягнят» (1991). Впрочем, именно в данном случае маска обладала не ритуальным, а практическим значением. Ганнибал Лектер должен был быть лишен возможности применить свои зубы.
Отдельное отступление надо сделать в сторону фантастики, а именно «Звездных войн», которые появившись на свет в 1977 году, подарили массовой культуре Дарта Вейдера и его маску. Хотя это не было аллюзией к ритуальным маскам, а лишь дизайнерским решением, в основе которого был один вариантов шлема самурая.
Если говорить о, наверное, самой известной и самой пародируемой «злой маске», то это наряд из кино-сериала «Крик». Наиболее интересной представляется первая часть «Крика», которая увидела свет в 1996 году. Именно в ней содержатся многочисленные отсылки, как к «Хэллоуину», так и к «Пятнице, 13»
Однако в разных частях этого фильма убийца – не один человек, а иногда совершенно не связанные между собой персонажи, хотя их всех отличает один атрибут - наряд призрака: черный балахон с белой (внешне забавной) маской. Однако не маска делает их убийцами, а внутренний и осознанный импульс.
Есть ещё маска из дилогии «Счастливого дня смерти» (2017), в котором слэшер смешан с «Днем сурка», то есть главная героиня переживает «бесконечное» собственное убийство, свершаемое злодеем в маске младенца. Хотя маска младенца появлялась несколько ранее в российском кино.
Заимствовали её или это просто стечение обстоятельств, сложно сказать. Но убийца в маске младенца первоначально появился в российском фильме Павла Руминова «Дизлайк» (2016). Опять же лента сюжетно обыгрывает фильмы ужасов, хотя это не сам по себе слэшер, а триллер, который как бы внутри себя содержит пародию на слэшеры.
Несколько особняком стоит, по сути, серийный убийца Джон Крамер, на фигуре которого, точнее говоря, маске бесконечная эпопея «Пила». В основе его действий не лежит стремление убивать, а желание помочь людям вернуть вкус к жизни. Только делает он это очень «странным образом».
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»