Найти в Дзене
Светлана Филиппова

Самое сложное и самое простое правило русской орфографии.

Лиса или леса? Да. Мы все допускали тут ошибки. Поэтому, как говорится, вспомните себя, отпустите малыша гулять с друзьями на улицу и идите пейте свою валерьянку приготовьте себе чашечку ароматного кофе. Мы будем пользоваться двумя терминами: орфография и орфограмма. Правилами правописания занимается особый раздел языкознания – орфография. Этот термин образован от греческих слов orthos («правильный») и grapho («пишу»). Русская орфография устанавливает единообразные способы передачи устной речи на письме. Исторически сложилось, что пишем мы не так, как произносим. Существует целый свод правил передачи звуковой речи на письме, он называется принципами орфографии. Вот эти принципы и объясняют, почему слово пишется не так, как произносится. Орфограмма – это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу. И все же, как правильно, лиса или леса? Вот здесь всегда нужно обращать внимание на два момента. Первое. Лексическое значение слова.
Оглавление

Лиса или леса?

Да. Мы все допускали тут ошибки.

Поэтому, как говорится, вспомните себя, отпустите малыша гулять с друзьями на улицу и идите пейте свою валерьянку приготовьте себе чашечку ароматного кофе.

Мы будем пользоваться двумя терминами: орфография и орфограмма.

Правилами правописания занимается особый раздел языкознания – орфография. Этот термин образован от греческих слов orthos («правильный») и grapho («пишу»).

Русская орфография устанавливает единообразные способы передачи устной речи на письме.

Исторически сложилось, что пишем мы не так, как произносим. Существует целый свод правил передачи звуковой речи на письме, он называется принципами орфографии. Вот эти принципы и объясняют, почему слово пишется не так, как произносится.

Орфограмма – это такое написание, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

И все же, как правильно, лиса или леса?

Вот здесь всегда нужно обращать внимание на два момента.

Первое. Лексическое значение слова. Другими словами, мы должны однозначно понять, какой смысл у этого слова. О чем идет речь в нашем случае, о лисичке-сестричке, рыжей плутовке или об экологической системе, главной жизненной формой которой являются деревья? Нас интересуют оба слова.

Второе. Мы не знаем, как правильно написать каждое из этих слов, потому что не слышим четко и однозначно нужный звук. Ключевой фактор здесь – не слышим. А надо услышать. Поэтому подберем такое однокоренное слово, в котором нужный звук будет звучать отчетливо:

  • лисий, лис, лисы (если речь идет о животных)
  • лес, подлесок (если речь идет о деревьях)

! Важно! Эти слова надо не только читать, но и произносить вслух.

Эта орфограмма называется «правописание безударных гласных в корне слова».

В школе правило формулирует так: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением.

Почему так происходит? Потому что это явление подчиняется фонематическому (звуковому) принципу русской орфографии: если безударный звук в составе одной и той же морфемы чередуется с ударным звуком, то на письме он обозначается той же буквой, что и ударный звук. Так сложилось исторически. Фонематический (звуковой) принцип написания регулирует правописание морфем: приставок, корней, суффиксов, окончаний.

Посмотрите, как происходит чередование ударного и безударного гласного звука в одной морфеме (в нашем случае в корне слова):

  • Л.сичка / лисы / л.са / лисий.
  • Л.сной / подлесок / л.сок / лес.

Вот мы и нашли ответ на вопрос.

ЛИСА (проверочное слово ЛИСЫ)

ЛЕСА (проверочное слово ЛЕС)

Задание для взрослых (если проснулся орфографический азарт): вставьте пропущенные буквы.

Прим.рять новое платье. – Прим.рять поссорившихся школьников.

Раск.ли железо, прежде чем его ковать. – Раск.ли полено и подбрось его в огонь.

Осл.пительный свет молнии озарил небо. – Глаза сл.пались от усталости.

Лесоруб закл.нил топор. – Зря не кл.ните судьбу.

Следует разр.дить частые всходы. – Пришлось разр.дить ружьё.

Не следует ум.лять значение этого факта. – Раненый ум.лял о пощаде.

Не так легко ст.чать сапоги. – Нужно было ст.чить зазубрину на ноже.

Ответ с объяснением в одной из следующих статьей.