Найти тему
Native-Like Fluency in English

Обратная связь в обучении - это не ожидание похвалы. Другой взгляд на привычное

Когда ожидание обратной связи превращается в ожидание похвалы, это начало зависимости от мнения авторитета.

Обратная связь не обязательно должна называться "вот тебе моя обратная связь, переваривай". Люди ее дают всегда в общении, без названий и предупреждений.

Если мы говорим о профессиональной обратной связи, которую дает тренер, она должна соответствовать действительности, а не привязывать к личному мнению.

Например, человек начал запрыгивать на платформу 40 см. Прошло 3 месяца, он сегодня легко запрыгивает на высоту 45 см. Восприятие этого факта: "разница в 5 см" - у каждого может быть разное.

1) Только 5 см за три месяца? Вы издеваетесь? К черту вашу методику!
2) О, уже 5 см, а раньше стагнация была, год одинаковых результатов.
3) Да мне и раньше было неинтересно, 40 там или 50. Вы скажите, я хорошо прыгаю? Нет, ну честно, лучше, чем "среднестатистический" человек?

Я не замечаю, как меняется мой акцент. Это всегда замечают мои друзья иностранцы, когда мы встречаемся после перерыва в пару месяцев (а я, например, эти пару месяцев плотно общалась со Штатами).

Я уже лет 8 регулярно делаю упражнения с гирями. Только год назад я поняла, что 24кг - для меня не страшный, а рабочий вес. И я год делаю одинаковое количество повторов с этим весом - делаю мой максимум. То есть, можно сказать, результата уже год как нет. Но если посмотреть в перспективе, есть серьезная динамика за 8 лет. Тот факт, что я не теряю, а поддерживаю и оттачиваю качество выполнения упражнения, для меня - положительный результат, даже если не меняется количество повторений или вес. Или даже если в какие-то дни я беру гирю 20 кг, то есть снижаю вес.

На данном этапе в этих упражнениях я сама способна дать себе обратную связь.

Когда я учусь новому, я, естественно, не могу поначалу этого делать. Я не понимаю, где я сделала верно, а где мне показалось, что так правильно. У меня мало или нет положительного опыта, и любой новый опыт вызывает больше вопросов, нежели уверенности. Мне нужна обратная связь. В первую очередь, чтобы я сама научилась далее давать себе адекватную обратную связь и не требовать от себя невозможных результатов за маленький (или наоборот, жирный) кусок похвалы и за недостаточно продолжительный отрезок времени.

Если я научилась понимать, как скоро мир дает обратную связь на мои действия, и сколько надо усилий "в граммах" лично мне, (например, во сколько мне надо вставать утром, чтобы успеть, сколько раз мне нужно повторить, чтобы запомнить, сколько месяцев мне нужно для формирования устойчивого навыка), то я могу спокойно видеть и понимать обратную связь.

Обратная связь - это reality check. Это когда я смотрю, соответствует ли мое мнение о том, что я знаю - моему навыку применять это в жизни?

Соответствует ли представление о том, что "фитнес каждый день - это много и лишнее", моему опыту и моим параметрам?

Могу ли я точно сформулировать то, что (как мне казалось), я делала тысячу раз и точно понимаю? Открываю рот и понимаю, что путаюсь. Значит, "тысячу раз" было для меня пока недостаточно.

И тогда я спрашиваю себя: а с чего я взяла, что через "тысячу раз" я стану экспертом?

Точно не из своего положительного опыта. А тогда откуда?

Скорее всего, из других областей жизни. Если я ас в одной сфере, в других сферах я могу очень долго осваивать самый элементарный уровень.

Я никогда не училась рисовать. Но взяла и нарисовала картину. Получилось сразу красиво.

Но над заданиями по геометрии я рыдала каждый раз навзрыд. И так и не поняла ее.

Продавать я тоже училась долго и через нелепые, унизительные (как мне тогда казалось) ситуации. Я-то думала получится быстро, как с рисованием, раз и готово. И красиво. Получилось медленнее, но главное - получилось.

Перестать моделировать одинаковые, ненужные мне ситуации и эмоционально реагировать на события тем более получалось не быстро. Я ставила себе фингал за фингалом, наступая на те же грабли по 60 раз в день.

Я тогда считала, сколько раз в день совершаю ненужные мне, но одинаковые действия. 60 - это примерно в 300 раз выше нормы. Это была моя обратная связь. Мой факт, с которым я много лет жила, пока не начала методично считать.

Самостоятельно считая, я училась сокращать количество ненужного. Мне не нужна была, например, обратная связь "ты молодец", потому что я сама видела - стало меньше или больше.

Когда человек учится, ему нужна обратная связь от того, кто умеет. Без нее трудно ориентироваться в применении на практике. Однако она не может заменять собой мотивацию.

Например, если положительной обратной связи нет, человек расстраивается и ждет ее. Если долго нет - выпрашивает. Если обратная связь негативная (чье-то мнение пролетело рядом), человек теряет уверенность и обесценивает свой результат. Если не хвалят, человек теряется - "я вообще правильно сделал?".

Привязываясь к обратной связи авторитета, человек работает за похвалу, не умея адекватно ценить свой результат.

Когда тренер мне дает обратную связь, он просто показывает, где я сейчас нахожусь. В том числе, тренер помогает мне понять, где я продвинулась (были моменты, где я не понимала, что это и есть результат, и ждала чего-то более грандиозного и быстрого) и где с умным лицом стою на месте, а где в поте лица бегаю по кругу.

Обидно ли, когда тренер говорит: "Ну ты ж не делаешь, поэтому и нет движения"? Было. Очень. Неприятно. Я ж вроде как делаю!

Потом смотрю в зеркало - вроде как делаю, но ведь не умею.
Правда? Правда. Начинаю разбирать, почему не умею.

Потому что делаю пока мало времени. Или сделала пару раз, получила первый результат и посчитала, что умею. Или потому что забыла вообще про то, что это надо делать. Разные причины бывают, но обратная связь больше не вызывает разрушительных эмоций, потому что мне всегда показывают то, что я сама не вижу. Если бы я сама видела, что так делаю, разве бы так делала?

Я начинаю делать по-другому, когда обратная связь (именно факт, а не мнение обо мне) на самом деле до меня дошла, провалилась. Когда я делаю по-другому, получаю другой результат, и уже могу сама увидеть обратную связь от мира. Это становится очевидно не только для тренера, а для всех.

Но главное - для меня.

И тогда я могу четко ответить себе на вопросы, зачем я это делаю? Зачем я продолжаю, если не получается? Откуда моя уверенность/неуверенность? Сколько мне нужно тренироваться, чтобы наработать положительный опыт, чтобы уметь?

Если я делаю ради похвалы, то я буду всегда ждать ее. И ее всегда будет мало. Сколько бы ее не было, она не дает уверенности. Выходишь в жизнь, кто-то бросит: "Ну и дебил! Ну кто так делает! У тебя ничего не получится", и пузырь лопнул. Нужна снова доза похвалы, чтобы сбалансировать состояние.

Когда обратная связь в виде фактов, цифр и устойчивых ощущений из практики, внутреннее состояние стабильное. Ошиблась - будем исправлять. Недоделала - пошла доделывать. Перестаралась - беру паузу. Когда я слушаю обратную связь тренера, которая мне очень нужна, чтобы научиться, я всегда учусь давать ее себе самостоятельно, то есть верить себе.

Мой тренер всегда мне напоминает: "Не надо верить в меня, я же не буду всю жизнь за тебя делать и хвалить тебя за то, что ты уже умеешь. Умеешь - применяй. Верить нужно в себя. Верь своим собственным глазам и результатам".

А когда человек не верит своим глазам, он ищет того, кто объяснит ему, что он видит.

-2