Привет, дорогой читатель. Продолжаю серию публикаций на трамвайно-троллейбусную тематику. В этой статье я расскажу о сохранившихся экземплярах ЗиУ-682Б. Но сначала немного истории.
В 1972 году завод в Энгельсе полностью прекратил выпуск троллейбусов модели ЗиУ-5 и перешел на выпуск модели ЗиУ-9, позже получившей обозначение ЗиУ-682. Эта модель троллейбуса станет самой массовой в СССР, а после распада Союза в СНГ. Будет выпущено огромное число модификаций этой модели. Эта модель пройдет не одно число модернизаций и капитально-восстановительных ремонтов (КВР). На основе этой модели будут выпущены на других предприятиях клоны ЗиУ-682, которые будут получать свои обозначения. Речь не об этом, хотя про историю ЗиУ-682 можно писать книги. Пока только расскажу о самой первой модификации ЗиУ-9, это ЗиУ-682Б.
ЗиУ-682Б. История
Первый опытный экземпляр троллейбуса был построен в 1966 году. В отличие от выпускавшегося в то время ЗиУ-5, новый троллейбус имел более вместительный салон, большую площадь остекления и сварной стальной корпус, в отличие от клепаного алюминиевого ЗиУ-5. В 1972 году началось серийное производство модели, которое продолжалось до 1976 года, когда на заводе началось серийное производство ЗиУ-682В, следующей модификации троллейбуса ЗиУ-9.
Сохранившиеся экземпляры.
На сегодняшний день в России сохранилось два экземпляра этой модификации. Один в Петербурге в музее городского транспорта, другой в Чебоксарах в качестве памятника. Справедливости ради отметим, что ЗиУ-682Б №4409 петербургского музея является переделкой из троллейбуса ЗиУ-682УА с использованием элементов ЗиУ-682Б. Поэтому оригинальным считаться уже никак не может. Хотя и стилизован под первый выпуск – угловатые колесные арки. С 1973 года колесные арки стали круглыми.
Оригинальный ЗиУ-682Б №117 сохранился в Чебоксарах. Машина 1972 года выпуска, из первой партии имеющей еще угловатые колесные арки. Машина проработала на линии с 1972 по 1985 год. Где она находилась после этого периода, информацию найти не удалось. Возможно, хранилась на территории депо, возможно, была найдена и восстановлена в другом месте. Но известно, что в 2000 году троллейбус уже находился в качестве памятника на территории депо №1. Рядом с ЗиУ-5Д, который в 2018 году будет восстановлен до рабочего состояния. Об этом можно почитать тут.
Последние на линии.
Троллейбусы модификации ЗиУ-682Б стали исключаться из инвентарного парка в середине 80-х, после того как на смену им стали приходить ЗиУ-682В. Однако некоторые экземпляры проработали до середины 2000-х годов. В Краснодаре ЗиУ-682Б №323 1975 года выпуска, как минимум, до середины 2006 года работал на линии с пассажирами. Списан был только в 2007 году.
В украинском городе Запорожье последний ЗиУ-682Б №562 находился в регулярной эксплуатации аж до 2015 года, что является абсолютным рекордом для этой модели. Машина 1975 года смогла проездить 40 лет. Конечно, не без помощи капитально-восстановительного ремонта. Но с 2016 года все-таки троллейбус был отстранен от эксплуатации. На текущий момент хранится на территории депо. Но не списан. Дальнейшая судьба пока неизвестна.
Вот и все. Если кто-то обладает подробной информацией по указанным машинам, просьба написать в комментариях. Понравилась статья, подпишитесь и поставьте лайки. А еще поделитесь ею в социальных сетях.