Найти тему
Navygaming Channel

Мина заграждения как элемент в системе развития торпедного оружия

Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)

1. ПОЯВЛЕНИЕ ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ. Мина заграждения

Рассматривая метаморфозы и системные нововведения в совершенствовании торпедного оружия нельзя оставить без внимания и мины заграждения, которые появились в XIX веке и часто рассматривались как один из элементов вооружения первых "подводных лодок". И надо отдать должное отечественным изобретателям - в различных отраслях науки и техники русские ученые XIX века сделали ряд крупных открытий и изобретений, оказавших влияние на развитие минного оружия. К ним следует отнести: работы по практическому применению элек­тричества, проведенные зачинателем современной электротехники профес­сором физики В. В. Петровым, открывшим в 1802 году (за несколько лет до анг­личанина Деви) явление электрической дуги; применение в 1812 году русским ученым П. Л. Шиллингом электричества для взрыва подводных мин на большом расстоянии от берега, изобретение им же в 1832 году электромагнитного те­леграфа; изобретение в 1834 году русским ученым академиком Б. С. Якоби перво­го пригодного для практического применения электродвигателя и постройка в 1838 году первой в мире лодки-электрохода, изобретение им же в 1838 г. гальванопластики, а также ряд других работ и изобретений. Неплохо для "отсталой России", не так ли? Эти выдающиеся откры­тия и изобретения явились технической и научной базой, на основе которой уже с 30-х годов XIX века началось успешное развитие русского минного ору­жия.

Предшественницей торпеды несомненно являлась также мина загражде­ния, изобретенная в России. В 1807 году военный инженер, преподаватель фортификации и артиллерии в кадетских корпусах Санкт-Петербурга И.И. Фицтум для защиты Кронштадта и устья Невы от неприятельских кораблей предложил использовать подводные фугасы и брандеры. Из нескольких возможных спосо­бов подрыва подводных фугасов наиболее подходящими представлялись два: огнепроводный - посредством огнепроводного шнура, помещенного в изолиро­ванный от воды кожаный рукав, и электрический - путем подачи электрическо­го тока от береговой батареи по проводам к электрическому запалу. К примеру, в Североамериканских Соединенных Штатах первые опыты по примене­нию электричества для взрыва подводной мины были произведены в 1829 году, в Великобритании - только в 1837 году.

К.А. Шильдер в 1839 году в своем докладе военному министру писал: «Занимаясь с 1832 года изысканием средств к извлечению возможной пользы от способа воспламенять порох гальванизмом, я открыл преимущественную воз­можность употребления сего способа в воде, в коей для проведения желаемого действия достаточно опустить мины в тех местах, где обороняющийся на­мерен поразить противника».

19 октября 1839 года был утвержден Комитет о подводных опытах в составе шести военных представителей Инженерного и Морского ведомств и одного гражданского - профессора Б.С. Якоби, который считался крупным специали­стом по зарождающейся электротехнике («гальванизму»). Вот как это выглядело в подлинных документах.

Из журнала №1 Комитета о подводных опытах - образовании и составе этого Комитета.
...Генерал-адъютант Шильдер представлением своим от 5 октября за ЛЬ 55 просил его императорского высочества генерал-инспектора по инженерной части об исходатайствовании высочайшего соизволения на назначение Коми­тета для облегчения занятий его по части производства опытов с подводной лодкой и пароходом «Отважность»(1) , равно над действием фугасных ракет и мины, на каковое представление последовало высочайшее соизволение, сооб­щенное ему... предписанием его императорского высочества от 19 числа ок­тября за № 3042.
В состав Комитета... высочайше утверждены членами: г. генерал-лейтенант Козен, г. генерал-лейтенант Саблуков, г. генерал-майор Витовтов, г. контр-адмирал Казин, г. полковник Соболевский, г. профессор Якоби. .... Сверх того ... присутствие на опытах командира 7 флотского экипажа капитан 1 ранга Чистякова. Назначенные гг. члены Комитета получили о том предписания по команде.
...последовало 11 числа ноября месяца первое собрание Комитета для предварительных совещаний по приглашению старшего из гг. членов генерала-лейтенанта Козена, который, приняв председательство, объявил о предстоя­щем начатии вследствие высочайшей воли действий Комитета.
Сверх того. Комитетом определено:
1. Назначенного для присутствования при опытах г. капитана 1 ранга Чистякова считать в числе Комитета.
2. Для заседания Комитета исходатайствовать назначить комнаты в Инженерном замке.
3. Для управления делами Комитета представить высшему начальству о назначении редактором избранного гг. членами... гвардии инженер-капитана Загоскина, а для употребления при подводных опытах изъявившего собствен­ное к тому желание лейтенанта 20 флотского экипажа Рамстета.
4. Испросить назначение хотя одного писаря и отпуска, впредь до ассиг­нования особой суммы, необходимого количества письменных припасов...

В ходе опытов над минами в 1840 и 1841 годах удалось получить определен­ные положительные результаты. Гальваническая подводная мина к концу 1841 года представляла собой двухкорпусную деревянную бочку, стянутую железными обручами, устанавливаемую под водой с помощью пенькового троса и груза (балласта). Во внутренней бочке размещались заряд пороха и электрический запал (угольковый запал Шиллинга), провода от которого выводились к берего­вой электрической батарее. Внутренний бочонок помещался во внешнем так, что свободное пространство заливалось смолой для обеспечения герметичности заряда. Взрыв мины осуществлялся подключением проводников от ее запала к гальванической батарее на берегу в момент, когда по наблюдению с берега счи­талось, что корабль противника находится в непосредственной близости от ми­ны.

В 1840 году Инженерному управлению Военного министерства шведом
Э. Нобелем был предложен секрет способа зажигания подводных мин, отлич­ный от разрабатываемого в Комитете о подводных опытах. 12 октября 1840 года на р. Охта им было продемонстрировано это изобретение в действии. Мина Э.Нобеля образца 1842 г. представляла собой двухкорпусный дубовый бочонок, скрепленный четырьмя железными обручами. Размеры наружного корпуса со­ставляли: высота - 0,45 м, диаметр - 0,3 м; внутренний корпус был стянут че­тырьмя железными обручами, а свободный промежуток между внешним и внутренним корпусами залит смолистым веществом. В верхних крышках обоих бочонков находились центральные отверстия, в которые вставлялось запальное устройство, представляющее собой коническую трубу со свинцовым наконеч­ником. В этой трубе размещалась стеклянная колбочка с серной кислотой, обернутая хлопчатой бумагой, пропитанной хлористо-кислым калием. Свобод­ное пространство засыпалось порохом. Стеклянная колбочка одним концом закреплялась в свинцовом наконечнике, а на другой ее конец надевался металлический трубчатый шток длиной 0,6 м. Смещение штока приводило к излому стеклянной колбочки, вытеканию из нее серной кислоты и возгоранию сначала бумаги, затем пороховой засыпки и к взрыву мины.

Схема минных заграждений у Кронштадта в 1854 году
Схема минных заграждений у Кронштадта в 1854 году

В 1846 году Б.С. Якоби создал свою гальваническую якорную мину, пред­ставляющую собой двухкорпусный деревянный ящик кубической формы. Про­странство между внешним и внутренним корпусами было залито смолой с примесью сала для обеспечения герметичности порохового заряда массой 40 - 60 фунтов, размещавшегося во внутреннем ящике. В пороховом заряде размеща­лось запальное устройство - угольковое или платиновое. Проводники от за­пального устройства выводились наружу, причем один конец прикреплялся к медной пластине, размещенной на наружной поверхности мины, а другой - к береговой гальванической батарее по дну, второй полюс которой был соединен с цинковым листом, опущенным в воду. Таким образом, в качестве одного из проводников электрической цепи запала служила морская вода. Предусматри­валось два варианта действия мины — принудительный подрыв ее путем под­ключения магистрального проводника к полюсу батареи или самовзрыв при ударе мины о корпус проходящего корабля за счет замыкания электрической цепи запала ртутным соединительным прибором, размещавшимся вместе с за­палом в пороховом заряде. Мина устанавливалась на заданное углубление с помощью балласта (якоря) и пенькового троса, длина которого определялась по измеренной глубине моря в месте ее постановки.

Мина Б.С. Якоби образца 1852 года представляла собой зарядную камеру высотой 0,71 ми диаметром около 0,53 м, выполненную из медного листа, емкостью 140 кг пороха, помещенную в деревянный корпус в виде бо­чонка. В центре верхней крышки мины размещался ударный замыкатель, кото­рый при ударе мины корпусом корабля замыкал контакт в цепи запала. При включенной в цепь береговой гальванической батарее ток проходил через за­пальное устройство и вызывал взрыв заряда мины. При отключенной батарее замыкание контакта взрыва не вызывало, то есть свои корабли могли проходить через минное заграждение безопасно.

При подготовке к кампании 1855 года Б.С. Якоби внес существенные измене­ния в конструкцию своей мины.

-2

Для сохранения миной герметичности он воз­вращается к изготовлению пороховой камеры из листовой меди. Для предохра­нения мины от разрушения (потери герметичности) поверх внешнего корпуса устанавливался железный каркас. В качестве соединительного прибора исполь­зовался шариковый креновый замыкатель, размещаемый вместе с угольковым запалом внутри зарядной камеры. Вместо канатного минрепа была применена цепь.

-3

Размещение минных заграждений у Кронштадта в 1855 году началось весной. В начале мая с очищением рейда от льда на южном фарватере было выставлено заграждение из 200 гальванических мин Якоби. Всего в 1855 году у Кронштадта было поставлено 947 пиротехнических и 309 гальванических мин. 9 июля в хо­де разведывательных действий отряда англо-французских кораблей у о. Котлин в районе северного фарватера два корабля подорвались на пиротехнических минах (один из них - дважды). Малый заряд мин позволил им отделаться толь­ко испугом: повреждения оказались незначительными. Однако психологиче­ское воздействие оказалось столь сильным, что более в кампанию 1855 года к о. Котлин ни один корабль этой эскадры подойти не рискнул.

Подрывы британских кораблей у Кронштадта
Подрывы британских кораблей у Кронштадта

Русские гальванические мины были по тому времени весьма совершенны­ми. Однако ограниченные производственные возможности привели к тому, что этими минами удалось обеспечить только оборону подступов к Кронштадту. Кроме того, мины были выставлены также у Ревеля, Динамюнде (Усть-Двинска) и Свеаборга, а на Черноморском театре — на Дунае, Буге и в Керчен­ском проливе. Как правило, конструкция этих мин, разрабатываемая местными гальваническими командами, зависела от имевшихся в наличии материалов. Так, у Свеаборга были выставлены гальванические мины конструкции штабс-капитана В. Г. Сергеева, у Ревеля — капитана Д. К. Зацепина, у Динамюнде — капитана Н. П. Патрика, на Дунае и Буге — донные мины (фугасы) поручика М. Борескова. На реке Буг (у Николаева) впереди минных заграждений была заложена донная гальваническая мина с зарядом 830 кг пороха. Это была самая крупная гальваническая донная мина того времени.

Мина В. Яхтмана состояла из двух медных корпусов цилиндри­ческой формы с округлой нижней частью. Во внутреннем корпусе размещалось 20 кг пороха. В центральной верхней крышке устанавливался пиротехнический взрыватель, представлявший собой запаянную стеклянную трубку с серной ки­слотой, в нижней части которой размещались смесь бертолетовой соли с саха­ром и небольшой пороховой заряд. Излом стеклянной трубки приводил к выте­канию серной кислоты на бертолетовую соль, от чего загорался порох заряда и происходил взрыв мины. Выступающая над верхней крышкой мины часть стеклянной трубки взрывателя прикрывалась легко сминаемым свинцовым колпаком. Всего за время Крымской войны было поставлено 2558 мин различ­ных образцов, из них 1865 мин - для обороны Кронштадта.

Мина Яхтмана, образца 1860 года
Мина Яхтмана, образца 1860 года

Мина Герца была якорной гальваноударной со сферокониче­ским корпусом, сделанным из оцинкованного железа. На верхней части кор­пуса располагались пять гальваноударных колпаков. В каждом колпаке под свинцовой легко сминаемой оболочкой размещалась стеклянная ампула с элек­тролитом и сухая гальваническая батарея, замкнутая на электрозапал. При уда­ре по какому-либо колпаку корпусом корабля ампула разбивалась, батарея вы­рабатывала электрический ток, который шел на запальное устройство, вызы­вавшее взрыв заряда. В заряде мины использовался пироксилин массой 30 кг. Безопасность обращения с миной обеспечивалась специальным соляным раз­мыкателем цепи запала. При установке мины в воду соляной кристалл, находя­щийся между двумя подпружиненными контактами, растворялся, обеспечивая соединение контактов и восстановление цепи запала. Мина ставилась по изме­ренной глубине.

-6

Наряду с дальнейшим совершенствованием гальванических мин, опыты с которыми проводились в Ревеле в течение 1858-1862 годов и позднее в Крон­штадте, было предложено также несколько образцов мин ударно-механического действия.

К наиболее ценным конструкциям мин следует отнести пиротехнические (ударные) мины поручика А. П. Давыдова. Разработанные Давыдовым мины имели ряд значительных преимуществ перед всеми образцами подводных мин того времени и явились прообразом современных ударно-механических мин. Учтя тактические и технические недостатки первых мин, Давыдов в 1856 году сконструировал ударную мину с механическим запальным устройством. В этой мине воспламенение порохового заряда происходило при разбивании капсюлей запалов специальными бойками, спускавшимися при ударе корпуса корабля о мину.

Комиссия, испытавшая эти мины в 1857 году, нашла, что «мины Давыдова по простоте механического устройства и по сильнейшему их действию имеют неоспоримое преимущество перед минами прежних систем» .

Большой интерес представляла также мина Давыдова, названная им элек­тромагнитной. Эта мина являлась соединением ударной и гальванической мин. В отличие от его первой мины спуск бойков производился в ней при помощи электромагнитов, которые получали питание от небольшой гальванической батареи (значительно меньшей, чем у существовавших в то время гальванических мин), расположенной на берегу.

Непрерывно совершенствуя конструкцию ударно-механических мин, Да­выдов занимался также вопросами тактики их использования. Замечательно, что уже в то время, на заре развития подводного минного оружия, Давыдов предвидел огромное значение его в будущем. Отстаивая перед Инженерным ведомством идею ударно-механических мин, не соединенных, подобно гальваническим минам, проводами с берегом, А.П. Давыдов предугадал одно из ценнейших тактических свойств минного оружия - возможность его активного ис­пользования. Он первый поставил вопрос о «маневривровании минами», то есть о поставке мин у выходов из военно-морских баз противника. А от такой "активности" не так уж и далеко (в концептуальном плане) до самодвижущихся мин.

Примечание:

1. Речь идет о подводной лодке, построенной в 1834 году по проекту Шильдера, и о деревянном пароходе «Отважность», отличавшемся от пароходов того времени тем, что борта его в носовой и средней частях были двойные и промежуток между ними был наполнен пробко­вым деревом и другими веществами, мешавшими проникновению через них снарядов. Это был первый пароход, защищенный своеобразной броней.