Да, я много лет проработала в проектах, связанных с путешествиями. В том числе и на канале «Моя планета» — там до сих пор выходят мои программы. И всю эту кухню знаю не понаслышке. Хотите тоже узнать? Пожалуйста.
Начало ТУТ и ТУТ — это первые две статьи. В прошлый раз начала рассказывать о тех, кто входит в съёмочную группу. И сегодня продолжу.
Р — режиссёр
От него зависит, как будет выглядеть тревел-кино и будет ли оно держать зрителя у телека. То есть работа очень важная и нужная. Но режиссёры бывают разными. Встречаются активные до невозможности. Они наводят вокруг себя несусветную суету, внося в съёмки хаос и неразбериху.
Был у меня один такой случай. Поехали мы в Астраханскую область, и у режиссёра была великая задумка снять цейтрафер, как лотос распускается. Цейтрафер — это когда долго что-то одно снимают, потом ускоряют, и в результате на экране за секунды гриб вырастает, или солнце эффектно садится.
А в случае с лотосом снять цейтрафер было не так-то просто, потому что цветок в воде, его сильно качает ветром, и опять же неизвестно, когда он будет свои лепестки распускать.
Ну, прибыли мы на место, и режиссёр целый день выедал мозги местным мужикам-егерям, чтобы выбрать правильный цветок, придумать, как его закрепить и как поставить штатив в воде. Вечером же активист напился до чёртиков, и утром на рассвете, когда нужно было плыть на лодке к злополучному цветку, он тупо не проснулся.
Случаются и пассивные режиссёры. Эти напротив не делают вообще ничего — просто наблюдают и ни во что не вмешиваются. Вреда от них никакого, правда, и толку тоже.
И наконец адекватные режиссёры. Встречаются и такие. Они не суетятся и не тупят, они спокойно делают свою работу: ставят задачи операторам и ведущим, креативят по делу, а не придумывают фантастические ходы, которые невозможно реализовать.
Как-то в Мурманской области один режиссёр хотел ночную съёмку на фоне Баренцева моря. Мы ему говорим — темно же, не будет видно никакого моря, а он в ответ — ничего, мы подсветим… Баренцево море! Мы прям чуть не упали от такого заявления.
Просто эта миссия из разряда категорически невыполнимых при наличии стандартного набора съёмочной техники. В общем, большое счастье, если тебе попадается адекватный режиссёр, который мыслит креативно, но адекватно. И если даже он предлагает подсвечивать Баренцево море, то имеет чёткий план, как это можно сделать.
З — звукорежиссёр
И без этого товарища в съёмочном деле никак. Он нужен, чтобы голоса ведущего и героев не заглушали ветер, извергающиеся вулканы и народные песнопения.
Звуковики обычно бодро подваливают к незнакомым людям со словами «расстегните рубашку — я повешу на вас петлю». Прекрасно же, правда? Петля — такой маленький микрофончик, который прикрепляют на одежду. И желательно, чтобы он особенно не бросался в глаза, поэтому и надо продеть проводок от него под рубашкой, пиджаком или футболкой.
А уж если для интервью досталась дамочка в платье в обтягун, тут такой креатив начинается — это жt надо всё грамотно и подсунуть, и высунуть, сами понимаете. Но далеко не каждая героиня согласна на столь тесное общение со звукорежиссёром, и приходится членам съёмочной группы женского пола оказывать помощь. Сама не раз лазила под юбки совершенно посторонним тёткам.
А ещё звукорежиссёры возят с собой вот такую мохнатую фигню, как на фото. В народе она любя зовётся лохматкой, собачкой, удочкой. Ну а вообще это тоже микрофон, только большой.
Он очень удобный, потому что ничего ни на кого прикреплять не надо, звук пишется на расстоянии благодаря длинной ручке. Мексиканский тушкан при этом чудесно поглощает ненужные лишние шумы, и результат обычно получается идеальным.
Под мехами что-то типа пластикового тубуса, в который помещается сам микрофон. И вот если его оттуда изъять, то получается прекрасный кофр для перевозки винца. Он как будто создан для бутылочки белого сухого. Или красного. В общем, согласитесь, вещь в командировках незаменимая.
Любят звукорежиссёры и вот это дело — подойти к чуваку до начала интервью, и хлопнуть у него перед лицом руками. Как думаете, зачем?
Продолжение в следующей статье! Все мои заметки о том, как делается тревел-кино, можно найти по хештегу #бакланова про тв — добро пожаловать.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самые интересные истории о России!