В 1935 г. появился первый палубный истребитель свободнонесущий моноплан, он был спроектирован согласно заданию штаба морской авиации в феврале 1934 г. В задании определялись лишь основные данные самолета, плюс к этому ограничили длину и размах крыла, для использования на авианосцах.
Конструктор "Мицубиси дзюкоге" Хорикоси сразу выбрал схему моноплана, обозначенного Ка-14. Самолет был почти весь из алюминиевых сплавов и имел низкорасположенное крыло "перевернутая чайка"центроплан опускался у концов вниз. Что позволило укоротить стойки шасси. Концы консолей поднимались вниз, что должно было повысить путевую устойчивость самолета.
Обшивку сделали гладкой, клепка была потайная, также лючки закрывались болтами и винтами с потайными головками, что должно было способствовать улучшению аэродинамики.
Пилот сидел в открытой кабине, козырек защищал его от набегающего потока воздуха. За головой летчика сделали небольшой гаргрот.
На самолете стоял звездообразный мотор Накадзима "Котобуки" 5 мощностью 600 л. с.
Шасси сделали неубирающимися и прикрыли обтекателями. Обтекатель надели и на хвостовое колесо. Поскольку предполагалось, что самолет будет иметь большой пробег, колеса оснастили тормозами.
При производстве из-за отсутствия опыта потайная клепка не удавалась, вокруг каждой заклепки образовывалась вмятина, но проблему решили зашпатлевав обшивку, затем покрыли лаком и отполировали.
4 февраля 1935 г. опытная машина под управлением испытателя Кадзимы разогналась до 444 км/ч на высоте 3200 м. Машина была отлично управляема и устойчива. Недостатком была малая скорость снижения при посадке, что делало сложным приземление, если аэродром был окружен горами или высокими зданиями.
Военные поначалу не поверили, что самолет получился настолько удачным, что превзошел параметры задания. Он был повторно испытан, но уже морскими летчиками, затем на нем летали пилоты из специального отряда лейтенанта Генда.
Летчики испытывавшие самолет в воздушном бою на горизонталях, оценили старые бипланы как более маневренные, только молодые летчики открыли перспективность самолета при боях на вертикалях.
Поскольку эксперты высказали предположение что крыло "обратная чайка" ухудшит устойчивость и управляемость второй опытный образец сделали с горизонтальным крылом, а консоли немного приподнимались к концам. Угол установки крыла сделали переменным по размаху, он уменьшался по мере удаления от оси самолета. Для повышения устойчивости удлинили гаргрот до киля. Для уменьшения пробега на центроплане смонтировали щитки. Установили убираемый посадочный гак для захвата троса на авианосце. Мотор поставили "Котобуки" 3 на 715 л. с.
Как показали испытания устойчивость и управляемость улучшились, незначительно ухудшилась скороподъемность.
Третий, четвертый и пятый Ка-14 оснастили моторами Накадзима "Хикари" 1. На высоте 3500 м двигатель развивал 800 л. с. В порядке эксперимента на шестой экземпляр поставили двигатель Мицубиси "Кинсей".
Из-за конкуренции японского флота и армии, сухопутные войска заказали себе у Мицубиси подобную машину получившую название Ки-18. Она была похожа на второй экземпляр Ка-14 с некоторыми изменениями и установкой мотора "Котобуки" 5. Самолет армейские пилоты забраковали из-за недостаточной маневренности.
Команда Хорикоси представила почти тот же самолет Ки.33. На нее поставили двигатель На.1-Ко мощностью 745 л. с. Переделали руль направления, понизили гаргрот, кабину сделали полузкарытой. На конкурсе для армейской авиации Ки.33 проиграл фирме "Накадзима" с его Ки.27.
Но на вооружение флота Ка-14 все же приняли под обозначением А5М. А - палубный истребитель, М- Мицубиси, 5 - пятая машина этого назначения, принятая на вооружение. Кроме того, добавлялись цифры означающие модификацию.
Длинное обозначение в переводе означало "морской палубный истребитель тип 96". 96 это год 2096 г. по японскому летоисчислению 1936 г. от Р.Х. К длинному обозначению добавляли цифру модели и подварианта.
Серийный А5М1 имел ряд отличий от второго варианта Ка-14, на нем увеличили емкость бензобаков, поставили мотор "Котобуки" 2КАИ-Ко мощностью 630 л. с. Вооружен был истребитель двумя 7,7-мм пулеметами тип 89 располагавшимися сверху перед кабиной пилота. Летчик прицеливался или через оптический прицел или через мушку и кольцо.
Первые самолеты поставили во флот в начале 1937 г., из-за менее мощного мотора максимальная скорость упала до 406 км/ч, ухудшилась скороподъемность и маневренность. На один самолет А5М1-Ко в экспериментальном порядке поставили две 20-мм пушки Эликон.
К лету 1937 г. начался выпуск новой модификации А5М2 с двигателем "Котобуки" 2КАИ-3-Ко (690 л. с.). Максимальная скорость поднялась до 426 км/ч, улучшилась скороподъемность, но рост полетного веса увеличил нагрузку на крыло, соответственно маневренность ухудшилась. Следующая модель А5М2-Оцу получила закрытую кабину, мотор "Котобуки" 3, бомбодержатели под 30 кг бомбы, радиостанцию. Но полетный вес опять возрос, ухудшились летные и взлетно-посадочные характеристики.
Для наращивания выпуска к заводу "Мицубиси" присоединился госзавод ВМФ в Омуре.
Закрытый фонарь кабины вызвал нарекания пилотов, он был с частыми переплетениями, что ухудшало обзор, к тому же летчики боялись его заклинивания. Поэтому в частях его снимали.
В экспериментальном порядке построили два А5М3-Ко с французским двигателем "Испано-Сюиза" 12Xcrc (690 л. с.) и 20-мм пушкой, стрелявшей через полый вал винта.
Следующей модификацией стал А5М4 (модель 24), самолет производился в больших количествах, к тому времени японцы в Китае добились превосходства в воздухе и начали проводить дальние рейды вглубь страны. Китайцы же оттянули свои силы в тыл и сбивали японские бомбардировщики, действовавшие за пределами радиуса действия своих истребителей.
Дальность полета А5М увеличили подвесив под фюзеляж сбрасываемый топливный бак 160 л. (позднее на 210 л.). Дальность возросла до 650 км. Мотор поставили "Котобуки" 41 мощностью 785 л. с., максимальная скорость составила 435 км/ч. На самолет поставили фары, потому что сопровождая бомбардировщики истребители возвращались затемно.
Выпускали и двухместную учебную машину А5М4-К, она получилась не совсем удачной из-за нарушения центровки у самолета появилась тенденция входа в штопор, хотя японцы с этим боролись установив в хвостовой части фюзеляжа горизонтальные ребра.
Выпустили около тысячи самолетов А5М4 и 103 учебные машины А5М4-К.
Следующими на конвейере фирмы "Накадзима" стали истребители А6М1 знаменитые "Зеро".
Следующая статья о боевом применении А5М
Спасибо за прочтение