Найти тему
Хроники Пруссии

Колонизатор против работорговцев: как Герман Виссман осваивал Африку

Если кто-то думает, что по жаркой желтой Африке вдоль и поперек шлялись исключительно англичане вроде Бёртона или Ливингстона (который, к слову, шотландец) или французы типа Саворньяна или Тийо, то он жестоко ошибается. Немецкие исследователи тоже внесли посильный вклад в изучение Черного континента (пусть и с сугубо прикладными целями, но тогда, считай, все так делали), несмотря на то, что Германия, как известно из курса школьной истории, опоздала к колониальному разделу мира. Одним из таких был Герман Вильгельм Леопольд Людвиг Виссман (уф-ф-ф!), родившийся во Франкфурте-на-Одере 4 сентября 1853 года.

Вообще-то, бранденбуржец – это, по сути, тот же пруссак. А значит, редко мыслит себя без военной службы. Наш герой исключением не стал, в 17 лет записавшись в армию и четыре года спустя получив лейтенантское звание. Вполне могло бы статься, молодого офицера 90-го фузилерного полка в Ростоке ожидала бы вполне обычная карьера. Но этому помешали два обстоятельства.

Во-первых, свой послужной список Виссман подпортил дуэлью, по ходу которой серьезно ранил своего противника и был приговорен судом к четырехмесячному тюремному заключению. Во-вторых, в 1879 году Герман познакомился с доктором права Паулем Погге – заядлым охотником и путешественником по Африке. Своими рассказами он настолько очаровал и раззадорил лейтенанта, что уже на следующий год тот испросил отпуск и вызвался сопровождать своего кумира в экспедиции по бассейну Конго. Впрочем, дойдя до восточной части этой реки, друзья расстались. Погге решил строить сельскохозяйственную опытную станцию для местного вождя. А Виссман, которого манили неисследованные еще дали, желал во что бы то ни стало достигнуть побережья Индийского океана. Туда он и направился через современную Танзанию караванными путями арабских торговцев рабами и слоновой костью. И достиг своей цели 14 ноября 1882 года, впервые сумев пересечь Экваториальную Африку с запада на восток.

Арабские работорговцы в Африке.
Арабские работорговцы в Африке.

Войдя во вкус африканских странствий, Виссман поступает на службу к королю Бельгии Леопольду II –да-да, тому самому «проклятому колонизатору», памятник которому недавно снесли на его родине. Состоявшаяся в 1884 году вторая экспедиция в бассейн Конго имела задачу разведать новые пути для речного судоходства, что заметно облегчило бы бельгийцам проникновение вглубь континента. Вместе с несколькими своими соотечественниками немец вышел из Анголы и достиг реки Касаи, а затем очутился на ее притоке – Лулуа, где основал торговую факторию и военный пост Лулуабург. Затем спустился по течению Касаи и Конго, завершив свой «анабасис» на атлантическом побережье в 1885 году. Собственно данная экспедиция оказалась разбита на несколько отдельных частей, что, однако, ничуть не умаляло ее значение.

Уже следующей весной Висман вернулся в Лулабург, взяв на себя управление им, а затем предпринял путешествие в компании с бельгийцем Ле-Маринелем, стремясь достигнуть левого притока Конго – реки Ломами. Поход получился чрезвычайно трудным: отряд преследовали голод, болезни и прочие лишения, вследствие чего он сильно поредел. К тому же, местность оказалась сильно разорена арабами - охотниками за рабами, которые откровенно враждебно относились к белым людям, резонно опасаясь, что создаваемое теми Свободное государство Конго нанесет ущерб прибыльному бизнесу. Поэтому от озера Танганьика пришлось забирать далеко на юг, чтобы обойти караванные пути. Однако Виссман упорно шел к намеченной цели и в начале августа оказался в порту Келимане (современная территория Мозамбика), то есть, вторично пересек Африку. Бельгийцы по достоинству оценили заслуги немца, в 1888 году наградив его Золотой медалью Королевского Географического общества.

Тогда же о Виссмане вспомнили в Германо-Восточноафриканской компании, испытывавшей значительные трудности с колонизацией облюбованного региона. В результате вспыхнувшего восстания местных племен немцы оказались оттеснены к самому побережью, удержавшись лишь в портах Дар-эс-Салам и Багамойо. И слезно просили помощи у правительства Германии. После некоторых колебаний «железный канцлер» Отто фон Бисмарк решил вмешаться в ситуацию. Это самым непосредственным образом отразилось на судьбе Германа Виссмана: в 1889-м его произвели в капитаны и назначили рейхскомиссаром по региону германской Восточной Африки, наделив самыми широкими полномочиями и приказом: «Только победа!».

Противостоял ему Абушири (Аль-Башир) ибн Салим аль-Харти – некогда богатейший торговец и плантатор, сумевший объединить многочисленных арабских купцов с негритянскими племенами и поднять их на борьбу против германских колонизаторов. В распоряжении Виссмана оказались несколько десятков немецких офицеров, суданские солдаты – ветераны англо-египетской армии и несколько зулусских стрелков. Из этой разношерстой ватаги капитан и сколотил первую Schützgruppe, фактически – отряд профессиональных наемников.

Отряд чернокожих стрелков-аскари с белыми офицерами.
Отряд чернокожих стрелков-аскари с белыми офицерами.

Военно-морской флот установил полную блокаду побережья, чтобы воспрепятствовать поставкам оружия и припасов повстанцам. Кроме того, была проведена интенсивная бомбардировка занятых ими прибрежных городов. Германцам помогало и то обстоятельство, что арабо-негритянский союз к тому моменту распался. Абушири также был вынужден прибегнуть к услугам наемников, чтобы защитить свою крепость Джахази близ Багамойо. Арабские «военспецы», в принципе, могли бы противостоять виссмановским аскари и поддерживавшим их морпехам в рукопашном бою. Но огневое превосходство германцев было подавляющим.

8 мая 1889 года отряд Виссмана напал на Джахази и взял крепость штурмом, перебив больше сотни арабов. Абушири сумел бежать, но вскоре объявился вновь, приведя с собой воинов племен яо и мбунга и атаковав Дар-эс-Салам. Впрочем, эта операция успеха не имела, негры бросили своего незадачливого предводителя, который был вынужден искать убежища в английских владениях в Момбасе. Там он был схвачен (по некоторым данным, соплеменниками своих разгромленных бойцов) и выдан немцам – вероятнее всего, отнюдь не бесплатно. Военный трибунал приговорил Аль-Башира к смертной казни, и 15 декабря он был публично повешен в городке Пангани.

Абушири ибн Салим аль-Харти.
Абушири ибн Салим аль-Харти.

Практикуя тактику кнута и пряника, Виссман в январе 1890 года объявил амнистию всем еще остававшимся в живых повстанцам. И за свои труды получил очередное звание майора. Было за что: по соглашению от 20 ноября 1890 года Восточноафриканской компании пришлось передать управление Танганьикой правительству Германии (это было сделано в начале 1891-го).

По возвращении в фатерлянд Герману Виссману был оказан триумфальный прием. Майора боготворили его подчиненные, а вот дипломаты и военные атташе его откровенно недолюбливали. Поводом стала жестокость, практиковавшаяся при подавлении восстания, когда на корню пресекались любые попытки сопротивления. Укрывавшие партизан деревни сжигали дотла, сельскохозяйственные поля опустошали, чтобы лишить повстанцев продовольствия, практиковали массовые казни как среди мирного населения, так и военнопленных. Генеральный консул Германии на Занзибаре Михелис прямо называл Виссмана военным диктатором. А контр-адмирал Карл Август Дейнхард из Восточноафриканского военно-морского отряда обвинял его в высокомерии, бестактности, недипломатичности и отсутствии организаторских или административных навыков.

Майор Герман Виссман.
Майор Герман Виссман.

Тем не менее, в 1890 году на гамбургской верфи построили пароход, который назвали «Герман фон Виссман». Эдакий подарок к возведению майора в дворянское сословие. По частям судно переправили в Восточную Африку и спустили на воду в озере Ньяса в сентябре 1893-го. Похожая, но уменьшенная версия получила название «Ядвига фон Виссман» - в честь супруги победителя Абушири – и стала бороздить озеро Танганьика с сентября 1900 года. Оба корабля позже участвовали в Первой мировой войне: «Германа» захватили англичане, «Ядвигу» утопили в бою.

В 1891 году Германа Виссмана назначили комиссаром западной части Германской Восточной Африки. В 1895-м он стал ее губернатором и одновременно – отцом: новорожденного сына тоже назвали Германом. Но пошатнувшееся здоровье главы семейства не позволяло дольше оставаться в африканском климате, и уже в 1896 году Виссманы вернулись в Германию. Отставной колонизатор написал несколько книг о своих путешествиях и с успехом читал лекции по всей стране. Погиб кавалер ордена Бриллиантовая звезда Занзибара и бельгийского ордена Леопольда I в австрийской Штирии 15 июня 1905 года. Говорят, это был несчастный случай на охоте.

В Кёнигсберге в честь путешественника была названа одна из улиц. В советском Калининграде Виссманштрассе по иронии судьбы переименовали в честь Николая Щорса, командовавшего украинскими красными повстанцами в Гражданской войне. Недавно улица фигурировала в местечковом скандале. Владелец одного из расположенных на ней особняков вместе со своим домом восстановил и довоенную адресную табличку. Чем привел в исступление борцов с германизацией региона, потребовавших снять ненавистную «шильду». В ходе разборок припомнили и боевые дела Виссмана в колониях, напрочь проигнорировав его научные экспедиции по Африке.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц