Найти тему
Вечером у Натали

Загадочный народ "Сиртя" Кто они – аборигены Арктики?

Коренные народы севера, на самые дела вовсе и не коренные, а пришлые, этот факт этнографы признали ещё в конце 19 века.

Советский журналист и путешественник Григорий Тёмкин, изучая быт ненцев Ямала в 80-тые годы прошлого века, ещё застал стариков, которые рассказывали о каких-то странных существах, которые, якобы, в сопках прятались. Называли они их «СИРТЯ». Молодёжь ненцев ничего не знала ни о каких сиртя. Взрослые ненцы, только пожимали плечами, мол, не до этого, дел полно. А старики хмурились и говорили, что встреча с этими сиртя сулит беду. Иногда рассказывали истории о сиртя.

Две бабки у нас жили. Одну Галиной звали – её уж за 80 было, другая – сестра ейная, помоложе была. Бабки уже не кочевали. Зиму в посёлке коротали, в доме. А в мае бабки в тундру уходили. Чум себе ставили, и до самого ледостава рыбу ловили. На каждом озере у них по лодчонке, и сеточки маленькие. Большие то сети бабкам не под силу. Они-то хоть и крепкие бабки, а всё равно силы у них уж не те, что раньше. Однако, бывало, что и много рыбы привозили и пелядь, и сорогу, и щуку.
Вот раз стали бабки замечать, что на одном озере всегда сетки пустые оказываются. Только слизь, да чешуя в сетке.
- Ктой-то рыбу у нас ворует, - говорит старшая бабка Галина. И решили они спрятаться в ернике ночью и караулить вора.
Июньские ночи, известно, светлые – в тундре всё видать. Сидели бабки, сидели, а к полуночи ближе услыхали будто хнычет кто-то. Как ребёнок. Посидели ещё сколько-то, и дождались. Из-за сопки будто облачко белое поднялось. Смотрят, а это и не облачко вовсе, а мужичок маленький в белой малице. Волосы у него тоже белые-пребелые. Руками-то всё перебирает-перебирает. И рыба из бабкиной сетки, прямо к нему в мешок, так и прыгает сама.
Бабки в кустах сидят ни живы, не мертвы. А мужичок в белой малице рыбу всю выбрал, да и погрозил в ту сторону, где бабки сидели пальцем. Мол, моя это рыба и озеро моё!
Испугались бабки сильно. И с тех пор к тому озеру ни ногой. А Галина – старшая бабка, вспомнила, что ей ещё её бабка рассказывала, что таких сиртя раньше много по тундре было. В сопках, дескать, они прятались и только по ночам промышлять выходили. Вроде похожи на людей, а и не люди.

Тёмкин решил вначале, что истории такого рода всего лишь фольклор и ничего серьёзного. Но порывшись в литературе, углубившись в научные исследования, с удивлением понял, что сиртя вовсе не мифические существа, а совершенно реальные.

Аборигенная культура Арктики.

Народы, населяющие арктическое побережье энцы, ненцы, нганасаны пришли к берегам Северного Ледовитого океана с Саянского нагорья. Переселение, длилось, примерно с 11 по 17 век. Точку зрения учёных подтверждают и сами ненцы. В 1920 году ненцы рода Вэнонга с севера Ямала рассказывали исследователю В. Н. Чернецову, что их предки пришли на полуостров и живут в этом крае всего 5 – 6 поколений. Их словам соответствовали и захоронения на родовом кладбище.

Были ли они первыми людьми в этих краях? С уверенностью можно сказать – нет!

Следы аборигенной культуры присутствуют явственно и в языке, и в обычаях ненцев, и других народов, называемых в 19 веке самодийскими или просто самоедами. Учёные полагают, что аборигены Арктики окончательно были ассимилированы самоедами к 18 веку. Именно аборигенов ненцы и называли СИРТЯ. Есть и коренные различия между древней культурой Сиртя и культурой кочевников с Саян,

Следов своего пребывания на этой земле Сиртя оставили немало.

· На западном берегу Ямала и юго-восточном побережье Баренцево моря археологи обнаружили землянки. В землянках костяные и каменные орудия, осколки керамики. В одной из землянок найдено захоронение, датированное 4 веком нашей эры. Позже характерные землянки с каркасом из рыбьих костей были обнаружены по всему побережью: от Лапландии до Чукотки. Это были землянки свойственные оседлым народам. А самодийские племена были кочевниками. Их традиционные жилища– чумы, соответствовали надобностям кочевой жизни.

· Собачьи упряжки саянские кочевники позаимствовали у местных аборигенов. Как и развитый морской промысел. Кочевники пришли с материка и не могли бы за короткий срок «с нуля» освоить новый вид деятельности. Исследователи считают, что премудрости морской охоты и плавательные средства самоеды заимствовали у коренных обитателей Севера.

· Ещё один признак древней культуры сохраняется в национальной одежде. Одеждой аборигенов была глухая малица из звериных шкур с пришитыми рукавицами и шапкой. Самоеды же упорно придерживались распашных одежд. И только после долгих лет жизни в условиях севера, их одежда становится глухой, но сохраняется декоративный шов, как национальная память о другом типе одежды.

· Существуют и явные лингвистические признаки. И не только фольклор о Сиртя. Те же ненцы рода Вэнонга рассказывали этнографам о том, что неоднократно вступали с Сиртя в сражения. В периоды перемирия вели обменную торговлю, иногда женщины Вэнонга выходили за Сиртя замуж, но такое случалось редко, отмечали ненцы. В топонимике Европейской тундры неоднократно встречается слово «сиртя» мыс – Сиртя-саля, река – Сиртя-яха, сопка – Сиртя-седа.

Какими они были.

Французский исследователь и путешественник Реньяр, посетивший Лапландию в конце 17 века, аборигенов побережья описал следующим образом:

Эти люди созданы совершенно иначе, чем остальные. Рост самых высоких из них не превышает трёх локтей. (Локоть – мера неточная, но в среднем самый большой «локоть» равнялся примерно 53 см)
У них большая голова и плоское лицо, раздавленный нос, маленькие глаза, широкий рот и густая борода, которая спускается до живота.

Малый рост аборигенов отмечали и другие весьма уважаемые исследователи: Линней, Пушкарёв, Немирович-Данченко.

В России до революции различали два типа северных племён. Одних называли лопью, или лопарями или саамами. Лопари жили на Кольском полуострове и на севере Скандинавии. Племена восточного берега Белого моря назывались самоядь или самоеды. То есть самоедами раньше называли нганасан, энцев и ненцев.

А откуда взялось такое название «самоеды»?

Гипотез на эту тему высказывалось много. Одной из самых убедительных принято считать гипотезу этнографа Б. О. Долгих, которые считал:

Что слово самоеды произошло от словосочетания самэнэдэ – то есть земля саамов.

Видимо саамы населяли когда-то весь Европейский Север России. И русские перенесли это название на появившихся позже в этих краях ненцев и нганасан.

саамы
саамы

Современные саамы имеют чёткие гаплотипические отличия от всех ДНК доисторических охотников и собирателей Европы. Генетики считают, что частично современные саамы произошли именно от древних аборигенов Арктики (загадочных сиртя) Генеалогическое древо саамов имеет так называемый «эффект бутылочного горлышка», что подразумевает в прошлом резкое сокращение популяции прародителей по неизвестным причинам.

О необычных жителях Севера упоминают между делом и новгородские летописи, и путешественники-европейцы. Например, капитан нидерландского корабля Гюйген ван Линсхотен оставил весьма подробные и интересные впечатления в 1594 году.

Все авторы отмечают малый, почти карликовый рост, крупную несоразмерную с туловищем голову, плоское лицо и тёмную кожу.

Отдельный вопрос, как эти люди по описаниям весьма похожие на африканских пигмеев оказались в Арктике? И, конечно, этот вопрос досужие исследователи не оставили без ответа. Но это уже тема для другой публикации.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!