Знаменитый узор в клетку появился на чемоданах французского производителя в 1888 году. Принт состоял из сочетания темных и светлых квадратов, получил название «Damier» и принес мировую известность Louis Vuitton.
Завоевав узнаваемость среди потребителей, французский бренд отправился регистрировать принт в качестве товарного знака по всему миру в отношении изделий из кожи и сумок. Но за некоторые регистрации Louis Vuitton приходится бороться, иногда даже в течение пяти лет.
В 2008 году Louis Vuitton получил регистрацию на товарный знак для изобразительного обозначения, состоящего из голубых и бежевых квадратов, под названием «Damier Azur». Знак был успешно зарегистрирован как международный товарный знак №986207 в ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) с распространением на Европейский Союз. Элегантные квадраты были предназначены для товаров 18 класса, в том числе для чемоданов, сумок, рюкзаков, несессеров, сумок для пляжа, кошельков, зонтов и других предметов для путешествия.
Но в 2015 году гражданин Польши подал в Патентное Ведомство ЕС просьбу об аннулировании международной регистрации для изобразительного знака «Damier Azur» на том основании, что он не обладает различительной способностью, то есть не выполняет основную функцию товарного знака – идентифицировать источник товара, на котором товарный знак расположен.
Ведомство ЕС, а затем Апелляционный Совет вынесли решения об аннулировании товарного знака в отношении всех товаров, для которых он был зарегистрирован, постановив, что принт «Damier Azur» слишком типичный и простой, чтобы быть монополизированным одним брендом. Рисунок, представляющий собой переплетение двух цветов, очень хорош известен как декоративный элемент в области искусства. Он слишком прост и не имеет отличительных особенностей, поэтому если он даже применяется в отношении товаров 18 класса, он остается таким же простым и традиционным. Таким образом, принт «Damier Azur» не обладает различительной способностью, которая необходима для регистрации описательного обозначения в качестве товарного знака.
В 2019 году Louis Vuitton обжаловал решение в Европейский Суд Общей Юрисдикции, заявив, что Патентное Ведомство ЕС и Апелляционный Совет неправильно оценили описательный характер знака, а также ошиблись при оценку доказательств о приобретенной знаком различительной способности благодаря активному использованию бренда среди покупателей ЕС. Также Louis Vuitton заявил, что свидетельство о необходимости аннулирования знака, которые представил истец, не имеет доказательственной силы.
10 июня 2020 года Европейский Суд Общей Юрисдикции частично встал на защиту известного бренда.
Суд согласился с тем, что бежево-голубой товарный знак «Damier Azur» не обладает различительной способностью, поскольку является типичным рисунком, и поэтому без приобретения различительной способности не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака.
Тем не менее, Суд признал, что предыдущие инстанции не изучили должным образом предоставленные доказательства в пользу приобретения знаком различительной способности в Европейском Союзе, свидетельствующие о том, что потребители воспринимают принт «Damier Azur» в качестве источника происхождения товара. Суд признал, что Louis Vuitton предоставил достаточно доказательств, но Апелляционный Совет рассмотрел только часть из них и не рассмотрел доказательства в отношении Эстонии, в отношении стран Восточной Европы и Европейского Союза в целом.
Итог - Европейский Суд Общей Юрисдикции аннулировал решение Апелляционного Совета и оставил регистрацию для «Damier Azur» в силе, хотя у Патентного Ведомства ЕС есть право подать апелляцию на решение суда в Cудебную Палату Европейского Союза.
Louis Vuitton Malletier v. European Union Intellectual Property Office (EUIPO)