Рассказываем, как стать субподрядчиком, каких рисков следует избегать и на каких условиях нужно исполнять обязательства, чтобы не было нарушений.
Чтобы стать исполнителем в госконтракте, необязательно подавать заявку и выигрывать на торгах. Можно получить свою долю прибыли в крупном и выгодном проекте на правах субподрядчика. Это особенно актуально для небольшого бизнеса, у которого совсем нет шансов на победу. Подойдёт такой вариант и для тех, кому путь к госзакупкам закрыт по причине включения в РНП.
Как стать субподрядчиком в госконтракте
Субподряд в госконтракте — обычная практика. Такое возможно в рамках как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.
Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) предполагает два варианта действий:
- Подрядчик самостоятельно и на своё усмотрение привлекает одного или нескольких субподрядчиков для исполнения контракта в полном или частичном объёме.
- Условия госконтракта обязывают подрядчика привлечь к исполнению контракта определённые категории субподрядчиков — как правило, субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО).
Таким образом, субподрядчиками могут быть граждане, ИП или юридические лица, которых посчитает нужным привлечь генподрядчик. Во втором случае — те же самые лица, но кроме требований генподрядчика, отвечающие требованиям заказчика, условиям закупочной документации и контракта.
Ограничения на привлечение субподрядчиков
Ограничения на привлечение субподрядчиков могут быть установлены законом, закупочной документаций или условиями контракта. Действует здесь и общее правило, предусмотренное ст. 706 ГК РФ, которое в судебной практике трактуется так: если законом или договором установлена обязанность подрядчика лично выполнить работы по договору, он не вправе привлекать субподрядчиков. Нарушение этого требования влечёт ответственность за убытки, причинённые заказчику в результате участия субподрядчика в исполнении контракта.
Применительно к госзакупкам требование о выполнении контракта лично, без субподрядчиков, как правило, изначально устанавливается в закупочной документации. Оно может дублироваться и в проекте контракта, а затем в подписанном договоре. Если такого условия нет, подразумевается, что подрядчик свободен в привлечении субподрядчиков.
Надо сказать, что заказчики зачастую не особенно приветствуют привлечение субподрядчиков. Разумеется, если к иному их не обязывают нормативные требования о привлечении к исполнению контрактов субъектов МСП или СОНКО. Основная проблема заключается в том, что заказчики практически не могут влиять на то, как исполняют контракт субподрядчики. Не они их выбирают, а победитель торгов. И нередко именно по причине плохого исполнения обязательств субподрядчиками срываются сроки, снижается качество, да и в целом результат исполнения контракта оказывается далёким от требований заказчика.
Однако для бизнеса привлечение субподрядчиков выгодно. Можно заплатить субподрядчику меньше полученного по госконтракту. Также можно заниматься более прибыльными контрактами, пока менее выгодные исполняют третьи лица. Именно из-за выгоды генподрядчики порой идут на нарушения. При этом и ФАС, и суды часто встают на сторону исполнителей. Если в закупочной документации установлен запрет на привлечение субподрядчиков, это может расцениваться как ограничение конкуренции — когда такое условие предусмотрено специально для обеспечения победы конкретного участника процедуры.
Возможные запреты и ограничения на субподряд при исполнении госконтракта де-юре не влияют на субподрядчиков. Их нарушение может повлечь санкции для генподрядчика. Проблемы у субподрядчиков возникают, если они допускают нарушения при исполнении обязательств.
Требований к субподрядчикам всего два:
- Способность выполнить условия госконтракта в той части, которая передаётся на субподряд.
- Принадлежность к определённой категории (МСП, СОНКО и пр.), если условиями закупки это предусмотрено.
Индивидуальные требования определяются генподрядчиком. Как правило, речь идёт об определённой материально-технической базе, кадровых ресурсах, опыте и других профессиональных качествах. Разумеется, генподрядчика будут интересовать цена договора и сроки исполнения обязательств.
Где искать генподрядчиков в госзакупках и как с ними договариваться
Основной способ поиска генподрядчиков в госзакупках — мониторинг активных и завершённых закупок своей отраслевой направленности.
Как варианты:
- Сделать акцент на конкретных участниках, с которыми хотелось бы заключить договор, и отслеживать их участие в торгах.
- Подготовить выборку компаний, которые часто или постоянно привлекают субподрядчиков, и мониторить их участие в закупках.
Не помешает наладить контакты с определёнными компаниями, которые участвуют в госзакупках и привлекают субподрядчиков. Можно даже заранее заключить договор о намерениях.
В остальном работают все те же каналы продвижения и поиска заказчиков, что и в обычной деловой практике.
Если вас заинтересовал конкретный заказ, свяжитесь с победителем торгов, затем сделайте предложение, представив свои условия, портфолио и подтверждение способностей выполнить контракт.
Перед обращением к подрядчику обязательно нужно оценить риски. За внешне выгодным контрактом могут скрываться проблемы.
Риски субподрядных отношений в госконтрактах
Участие в госконтракте, пусть и на условиях субподряда, привлекает надежностью и возможностью записать в свой актив успешное выполнение госзаказа. Но это не значит, что здесь меньше рисков, чем при заключении договоров с обычными контрагентами. На самом деле для субподрядчика генподрядчик — это такой же контрагент, как и вне системы госзакупок.
Обязательные правила для субподрядчика:
- Проверить контрагента-генподрядчика (репутация, долги, судебная история).
- Изучить закупочную документацию, проект контракта (подписанный контракт), требования к исполнителю, наличие запретов или ограничений на участие субподрядчиков, требования и объём работ для субподрядчиков МСП или СОНКО.
- При наличии запретов или ограничений на участие субподрядчиков выяснить, почему контрагент идёт на нарушение, чем он руководствуется и как это скажется на субподрядчике.
- Четко определить и согласовать условия субподряда, которые предполагается указать в договоре.
- Выяснить, кто ещё будет привлечён в качестве субподрядчика, на каких условиях и как это скажется на исполнении госконтракта и договоров субподряда.
Если этого не сделать, будут неопределённость и скрытые риски. Нельзя чрезмерно доверять генподрядчику, как и нельзя полностью полагаться на него, его опыт, репутацию и влияние.
Зачастую генподрядчики находятся в положении сильной стороны. Они, как правило, готовят проект договора с субподрядчиками и диктуют свои условия. Нередко просят начать выполнение договора до его подписания, а это уже чревато убытками. Однако нельзя считать, что за исполнение госконтракта в целом отвечает только генподрядчик. Субподрядчик обязан выполнить свою часть контракта. И если что-то пойдёт не так, заказчик первично предъявит претензии к генподрядчику, а тот — субподрядчику. Если госконтракт будет расторгнут, вовсе не факт, что субподрядчик получит свои деньги, по крайней мере без споров и разбирательств.
Как исполнять контракт
Обязанность субподрядчика — неукоснительно соблюдать условия договора с генподрядчиком. Многие только этим и ограничиваются, не вдаваясь в подробности госконтракта. Однако значение имеет всё.
Как правило, только из анализа совокупности генподрядных и субподрядных отношений можно чётко понять:
- Кто, как и в каком объёме исполняет госконтракт.
- Кто, перед кем и в каком порядке отчитывается об исполнении госконтракта.
- Кто и в каком порядке вправе контролировать исполнение госконтракта.
- Кто и как отвечает за нарушения.
Именно поэтому так важно изучить все условия госзакупки и заключённого по её результатам контракта. Если условия субподряда идут вразрез с условиями госконтракта, это повод задуматься и уточнить у подрядчика, почему есть несостыковки.
По общему правилу заказчик контролирует генподрядчика, а тот — субподрядчиков. Но если условиями закупки предусмотрена обязанность привлечения субъектов МСП или СОНКО, то с такими субподрядчиками заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 (ред. от 07.10.2017), которым утверждены типовые условия подобных контрактов. В этом случае заказчик контролирует отношения подрядчика и субподрядчиков как при заключении контрактов, так и в процессе оплаты результатов их исполнения.
Читайте на нашем сайте больше статей по темам электронной подписи, электронного документооборота, информационной безопасности и электронных торгов: https://iitrust.ru/articles/