Лет 10 назад у меня состоялся разговор с вице-президентом одной из крупнейших компаний Восточной Европы. Он спросил у меня: "А в чём, как ты думаешь, заключается самая важная часть твоей работы?"
Я тогда был, как это ни удивительно, ещё моложе, чем сейчас, только-только внедрил какие-то процессы у себя в команде и с гордостью ответил: "Я придумал процесс постановки задач, который помог эффективно отслеживать прогресс, ничего не упускать, чётко разделить работы и..."
-Не то,- обрубил он, начавший так красиво распушиваться хвост.
-Хм. Я наладил чёткое разделение ролей в команде, прописал процессы, вывел из проекта людей, которые мешали и...
-Не то,- он начинал скучать.
-Хорошо, а что?
-Умение говорить. Коммуникации - самая важная часть твоей работы.
Прошло около 10 лет, и я не могу сказать, что это самая важная часть (думаю, в управлении, как и в любой сложной деятельности нет чего-то одного самого важного), но это точно самая недооценённая часть, и развитие навыка беседы, коммуникации во всех её проявлениях я считаю одним из важнейших навыков любого лидера, любого человека, который работает с людьми.
Он не заменит нам процессы, не заменит часто инструменты. Но без этого навыка процессы, инструменты, проекты будут просто не эффективны, зачастую даже - вредны.
Я часто вижу командиров (не всегда от слова "команда"), которые считают, что любую проблему можно решить инструкциями, процессами, процедурами. В итоге всё скатывается к бюрократии и потере здравого смысла (ведь всё не предусмотришь правилами, и чаще всего надо включать мозг и просто желать делать общее дело). Вы считаете, что если встретились с непредвиденной ситуацией, значит надо написать на неё инструкцию? А от недобросовестных поступков надо прикрываться бумажками, договорами и записками? Жизнь намного более разнообразна и непредсказуема, чем вы можете себе представить. А инструкции перестали читать не только славяне, издревле не любящие, когда им указывают. Вряд ли кто кроме вас вспомнит, что написано в ваших многотомниках по тому или иному случаю.
Я часто вижу героев, которые считают, что на их плечах вынесут всё, все недоделки команды. И они в итоге сгорают. Или становятся изгоями, обиженными на команду, ради которой "они столько сделали, а их не ценят". А всё потому, что они не доверяли, не считали остальных достаточно умными/умелыми/мотивированными/и т.д. для выполнения задач. Потому что даже не спросили у них.
И я часто вижу ситуации, которые надо решать в первую очередь не жёсткими мерами, наказаниями и прочими морковками и палками, а простой человеческой беседой. И что никакие бумажки не помогут эффективно решать задачи, если у вас нет доверия и отношений.
Мы работаем в Команде, с Людьми.
И потому в первую очередь надо прокачивать навык общения. А потом - всё остальное.
Навыку разговора с сотрудниками и хочется посвятить несколько следующих записей.
Спишемся.
Ваш Слишком бодрый менеджер.