Найти тему

Самый недооценённый инструмент

Лет 10 назад у меня состоялся разговор с вице-президентом одной из крупнейших компаний Восточной Европы. Он спросил у меня: "А в чём, как ты думаешь, заключается самая важная часть твоей работы?"

Самое главное, чтобы самое главное всегда оставалось самым главным. (c) Wikimedia Commons
Самое главное, чтобы самое главное всегда оставалось самым главным. (c) Wikimedia Commons

Я тогда был, как это ни удивительно, ещё моложе, чем сейчас, только-только внедрил какие-то процессы у себя в команде и с гордостью ответил: "Я придумал процесс постановки задач, который помог эффективно отслеживать прогресс, ничего не упускать, чётко разделить работы и..."

-Не то,- обрубил он, начавший так красиво распушиваться хвост.

-Хм. Я наладил чёткое разделение ролей в команде, прописал процессы, вывел из проекта людей, которые мешали и...

-Не то,- он начинал скучать.

-Хорошо, а что?

-Умение говорить. Коммуникации - самая важная часть твоей работы.

Прошло около 10 лет, и я не могу сказать, что это самая важная часть (думаю, в управлении, как и в любой сложной деятельности нет чего-то одного самого важного), но это точно самая недооценённая часть, и развитие навыка беседы, коммуникации во всех её проявлениях я считаю одним из важнейших навыков любого лидера, любого человека, который работает с людьми.

Он не заменит нам процессы, не заменит часто инструменты. Но без этого навыка процессы, инструменты, проекты будут просто не эффективны, зачастую даже - вредны.

Я часто вижу командиров (не всегда от слова "команда"), которые считают, что любую проблему можно решить инструкциями, процессами, процедурами. В итоге всё скатывается к бюрократии и потере здравого смысла (ведь всё не предусмотришь правилами, и чаще всего надо включать мозг и просто желать делать общее дело). Вы считаете, что если встретились с непредвиденной ситуацией, значит надо написать на неё инструкцию? А от недобросовестных поступков надо прикрываться бумажками, договорами и записками? Жизнь намного более разнообразна и непредсказуема, чем вы можете себе представить. А инструкции перестали читать не только славяне, издревле не любящие, когда им указывают. Вряд ли кто кроме вас вспомнит, что написано в ваших многотомниках по тому или иному случаю.

Я часто вижу героев, которые считают, что на их плечах вынесут всё, все недоделки команды. И они в итоге сгорают. Или становятся изгоями, обиженными на команду, ради которой "они столько сделали, а их не ценят". А всё потому, что они не доверяли, не считали остальных достаточно умными/умелыми/мотивированными/и т.д. для выполнения задач. Потому что даже не спросили у них.

И я часто вижу ситуации, которые надо решать в первую очередь не жёсткими мерами, наказаниями и прочими морковками и палками, а простой человеческой беседой. И что никакие бумажки не помогут эффективно решать задачи, если у вас нет доверия и отношений.

Мы работаем в Команде, с Людьми.

И потому в первую очередь надо прокачивать навык общения. А потом - всё остальное.

Навыку разговора с сотрудниками и хочется посвятить несколько следующих записей.

Спишемся.

Ваш Слишком бодрый менеджер.

https://t.me/asliborsky