Если Центробанк сохранит эквайринговые комиссии для онлайн-ритейла и медицинских учреждений на уровне 1%, банки будут вынуждены брать со своих клиентов плату за выпуск новых карт, а также за использование платежного приложения и колл-центра.
В марте Центробанк на период пандемии коронавируса временно ограничил эквайринговые комиссии для онлайн-покупок с 15 апреля по 30 сентября, а для медицинских услуг ‒ с 1 июня по 30 сентября. Однако, как говорится в письме, направленном Ассоциацией банков России (АБР) в правительство, ограничения тарифов обернутся для кредитных учреждений потерей порядка 10-15 млрд рублей.
«Снижение эквайринговых комиссий приведет к уменьшению стимулов для использования безналичных способов оплаты, поскольку банки-эмитенты будут вынуждены начать взимать деньги с потребителей за выпуск и обслуживание карт, использование платежных приложений, доступ к колл-центру. А также ‒ сократить или отменить программы лояльности. Сегодня эти расходы субсидируются за счет межбанковских комиссий», ‒ цитируют письмо «Известия». Оценок, в какой мере может подорожать клиентский сервис в финансовых организациях, пока нет.
Впрочем, по мнению ведущего аналитика компании Forex Optimum Ивана Капустянского, оценка АБР не только близка к истине, но и может быть даже несколько заниженной.
«В 2019 году у онлайн-ритейлеров было оформлено 425 млн заказов со средним чеком 3,8 тыс. рублей. А выручка составила 1,6 трлн рублей. Если даже взять среднюю комиссию за эквайринг 2%, то банкам удалось заработать порядка 36 млрд рублей. Соответственно, если банки будут вынуждены держать комиссию на уровне 1%, доход банков от комиссии упадет в два раза, что составит порядка 18 млрд рублей», – сказал он «Финансовой газете».
Впрочем, эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский с коллегой категорически не согласен – он уверен, что потери, которые принесет сокращение комиссии, слишком преувеличены.
«Безусловно, они будут, поскольку любая отрасль нуждается в поддержке, даже те, которые пострадали меньше остальных, и это именно онлайн-ритейл и медицина. Но будут они не на уровне 15 и даже не на уровне 10 млрд. Максимальная сумма, которую могут потерять банки – это порядка 5 млрд рублей, и то это очень завышенная оценка. К тому же через некоторое время комиссии вернутся на свои прежние значения, поэтому банки, как и любую отрасль, ждет определенная компенсация за потерянную прибыль», – считает эксперт.
В России на рынке безналичных платежей действует отличная от европейской бизнес-модель ‒ большинство услуг для клиентов бесплатны, поскольку субсидируются из доходов от эквайринга. Именно благодаря этой модели в России на каждого человека приходится минимум две карты.
«Вполне возможно, что при сохранении низкой комиссии за эквайринг, банки постараются переложить расходы на граждан. Например, в Евросоюзе обслуживание карты обходится гражданину в 6 тыс. рублей в год. Для России эта сумма неподъемная. В банках это понимают, поэтому так поднимать цены вряд ли будут. В противном случае граждане действительно массово начнут закрывать карты, а это не выгодно ни банкам, ни правительству», – отмечает г-н Кричевский.
Напомним, что, по данным Банка России, за шесть лет доля безналичного оборота выросла с 25% до 65%.